Версия // Культура // Говорим о 45-летии альбома «Live!» Боба Марли, регги, дабе и раста

Говорим о 45-летии альбома «Live!» Боба Марли, регги, дабе и раста

8113

Путь освежения. Часть 3

Боб Марли - Wailers -тур Uprising - 1980 год. Фото: wikipedia/Tankfield
В разделе

«Live!» стал первым концертным альбомом Bob Marley & The Wailers. Пластинка была записана в июле 1975 года в лондонском театре «Лицеум» и стала одним из самых известных «живых» выступлений Марли. Диск запечатлел некий переходный период, стадию взросления регги, его связь с раста и превращением в настоящий культ, в свою очередь, порождающий новые стили, вроде даба.

Все звукозаписывающее действо было зафиксировано с помощью знаменитой передвижной студии The Rolling Stones (при помощи которой писались многие знаменитые группы, вроде Led Zeppelin, о чем мы рассказывали).

Почти все песни, кроме «Them Belly Full (But We Hungry)», принадлежащей авторству Лекона Когилла и Карлтона Барретта, «No Woman, No Cry», права на которую Боб передал Винсенту Форду и написанную совместно с Питером Тошем (к тому времени уже не игравшем в The Wailers и выступавшим сольно) «Get Up, Stand Up» , принадлежат Бобу Марли. Соответственно, мы ведем речь о «Trenchtown Rock», «Burnin' And Lootin'», «Lively Up Yourself» и отвязной «I Shot The Sheriff».

Участниками записи стали: непосредственно сам Боб Марли, который душевно спел все песни и сыграл на ритм-гитаре; Эл Андерсон показал класс игры на соло-гитаре; Тайрон Дауни сыграл на клавишных; Элвин Паттерсон — на перкуссии; Эштон Барретт великолепно выступил на басу; Карлтон Барретт - на барабанах; Джулиан Марвин (также как Андерсон) сыграл на соло-гитаре и подпел на бэк-вокале; I Threes также выступили на бэк-вокале.

Очевидно, что благодаря таким композициям, как «Get Up, Stand Up» регги впервые показывает не только свою «пляжную» расслабленность, но и способность к осмыслению людьми своей идентичности, принадлежности к большой, подчас угнетаемой социальной группе (классу) и расе, для которой настали непростые времена осознавания и отстаивания своих законных прав и свобод. Марли не зря считается пророком в растафарианстве. Он сумел музыкально выразить и показать в «Live!» сосредоточенную и мощную силу, до поры дремлющую и ждущую своего часа для дерзновенного пробуждения.

Предыдущий альбом под названием «Natty Dread» (1974), где впервые была показана знаменитая «No Woman No Cry» (посвященная непростой судьбе женщин из гетто) уже вписал имя Марли и его группы на скрижали мировой музыкальной истории. «Live!» и последовавшие за ним: «Rastaman Vibration» (1976), «Exodus» (1977), «Kaya» (1978), «Survival» (1979), а также предсмертный «Uprising» (1980) закрепили этот высокий статус за ним навечно.

Забавно, но известность сыграла с The Wailers определенную шутку. Ибо, есть мнение, что к «настоящему» ямайскому «саунду» песни Марли и его группы The Wailers имеют весьма отдаленное отношение. Работа западных продюсеров превратила песни Боба в отшлифованные бриллианты, адаптированные для западной аудитории. К примеру, альбом Марли «Legend», вышедший после смерти Боба в 1984 году, является самым продаваемым альбомом, записанным в стиле регги. Что, конечно, ничуть не умаляет таланта и заслуг Марли, но для более глубоко интересующихся вопросом, отметим, что звук «тру» ямайского регги - другой!

После изобретения тостинга (или тоастинга) о чем мы писали, появился стиль «даб», представляющий собой, по мнению Пола Роланда: «прием редактирования музыкальной записи (ее фонограммы) путем перестановки ее фрагментов, добавлением новых, удалением лишних» по воле продюсера. Здесь отличились такие исполнители, как Аугустус Пабло, доктор Алимантадо, Кинг Табби и вездесущий Ли Скретч Перри.

Lee 'Scratch' Perry. Фото: wikipedia/wonker
Lee 'Scratch' Perry. Фото: wikipedia/wonker

Про двоих последних музыкантов следует говорить отдельно, так как их вклад, по мнению многих музыкальных критиков и исследователей, в современную танцевальную, хип-хоп, фанк, брейкбит, рэп (и не только танцевальную, как панк и новая волна) музыку очень весом!

Вкратце приведу мнение канадского регги-диджея Торстена Райтера, которое было опубликовано в книге Андрея Горохова «Музпрсовет»: «Ты сразу видишь разницу в их подходах. Перри – музыкант, он наращивает музыку, увеличивает ее количество. Перед ним в студии сидят музыканты. Он может их заставить сыграть еще раз. Перед Кингом Табби никто не сидит. Перед ним на столе лежит гора пленок. Он может только вычитать, только обрубать «ветки». Он – техник, он чинил радиоприемники. Он не умел ни петь, ни сочинять музыку. Он не пытался быть главным музыкантом мироздания, на что претендовал Перри. Его не очень уважали в музыкально-продюсерской тусовке. Он был посторонним. И вот что я тебе скажу, - у Табби куда больше хороших пластинок, чем у Перри, и куда меньше плохих».

Зато никто не отнимет у песен Марли бесподобную мелодику, негромкое достоинство и искренность, а также пропитывавшую некоторые композиции политическую и социальную энергию осознавания себя в свете растафарианских убеждений. В своих текстах он призывал национальные меньшинства не дремать, а активно отстаивать свои права, как в вышеупомянутой «Get Up, Stand Up». В связи с чем, его творчество уважают и почитают не только ямайцы, но и другие карибские народы, африканцы, австралийские аборигены, американские индейцы, малые северные народности и пр., что вполне впишется в набравшее огромную силу в «нулевых» мировое движение мульти-культурализма.

Движение раста также менялось со временем. У многих «что-то слышавших» о растаманах, они ассоциируются с любителями «покурить и забыться», но это далеко не так. Сегодня существует много течений внутри растаманской субкультуры. Их идеология может различаться в деталях. К примеру, в отношении важного вопроса – «Может ли белокожий человек, быть растаманом?». Но совпадает в главном – в восприятии современного мира, как Вавилона, со всеми сопутствующими отрицательными признаками.

Основных течений в раста – три. Процитируем писателя Александра Грачева, который в статье «На какие течения делится растафарианство?» «относит к ним «Бобо Шанти» («Бобо Дредс»), чье название идет от имени одного из ганских африканских племен, прославившегося своей жестокостью. Тот самый Маркус Гарви, который помимо прочего еще в 1920-х годах принимал активное участие в делах и акциях Всемирной Ассоциации Негритянского Развития и Лиги Африканских Общин (весьма, отмечу в скобках, влиятельных организаций в США – авт.) во многом способствовал укреплению авторитета и развитию этого направления раста. Основная идея течения «Бобо Шанти» или «Бобо Дредс» - возвращение всех чернокожих обратно на «Землю обетованную» в Африку, всемирное братство людей черного цвета кожи».

Течение «Найя Бинти» или «Ньябинти» в основном «полагается на авторитет Хайле Селассие и заповеданные им принципы расты. Именно для течения «Найя Бинти» характерны наиболее бунтарские настроения в расте. Отмечу, что «Найя Бинти» также называются церемониальные барабаны растаманов и места отдыха, расслабления адептов расты. Представители течения «12 колен Израиля», образованного в 1968 году Верноном Каррингтоном, считают себя прямыми потомками 12 сыновей Израиля, обладающими вселенской мудростью».

Приверженцы «Baldhead» («Лысоголовых») растаманов «не носят дреды, утверждая, что дреды не обязательно являются показателем ярого приверженца идей раста. А лысой голове даже легче «контактировать» с Космосом и воспринимать благотворные вибрации Джа. «White» («Белые») растаманы оспаривают исключительность быть растаманом лишь чернокожему человеку. Они говорят о том, что растаманом может стать любой человек, независимо от цвета кожи. Бог един у всех, пути к нему разные. Важно помочь человеку обрести потерянный рай, восстановив его целостность» и так далее…

В общем, течений в растафарианстве, как и мнений о нем, а также о его связях с регги, которое к концу 1970-х и к середине 1980-х было ассимилировано в музыке таких известных групп как The Police, Culture Club и даже The Clash, немало. А в 1990-х и «нулевых» настоящий вайб (то есть животворные вибрации регги и даба) проникли в эсид и ню-джаз, трип-хоп, альтернативный рок и много куда еще, создав любопытные пересечения стилей в так называемом «кроссовере» (англ. «crossover»), о чем мы, видимо, также поговорим в дальнейшем.

Clash. Фото: wikipedia/Helge Øverås
Clash. Фото: wikipedia/Helge Øverås

Желающим ознакомиться с темой подробнее я бы рекомендовал обширную литературу, существующую по теме взаимопроникновения раста и регги. Начиная с изданных биографий Боба Марли, интересных трудов по истории ямайской музыки, как «Регги, раста, революция: Ямайская музыка от ска до даба» Криса Поташа или книг о раста, вроде, «Первые раста: Леонард Хауэлл и подъем растафарианства», написанных Хелен Ли и Стивеном Дэвисом.

Любопытны документальные фильмы «Страна взгляда назад» («Land of look behind») и «Регги: История ямайской музыки» («Reggae: The story of Jamaican music»). У меня мало сомнений в том, что музыка в случае регги является весьма влиятельной силой, объединяющей разные социальные группы, состоящие из (весьма молодых и не очень молодых) людей, движимых различными эмоциями и идеями, тоской и волнением. На определенном этапе их развития музыка может (и нередко оказывается – авт.) отправной точкой, в которой она становится немаловажным фактором формирования личности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.07.2020 12:30
Комментарии 0
Наверх