В конце апреля произошло событие, которого ждали здравомыслящие морские эксперты. Власти Эстонии объявили, что танкер «Kiwala» может продолжать свой рейс. В истории с задержанием танкера с самого начала было много вопросов. И его быстрое освобождение только прибавило их количество. В этой статье мы попробуем разобраться, что привело к решению властей Эстонии о быстром освобождении «Kiwala».
Громкий захват
За последний месяц власти Эстонии отметились одним громким заявлением, и одним неординарным поступком. Вначале Парламент страны принял постановление, разрешающее ВМФ страны задерживать и даже топить гражданские суда, подозреваемые в порче подводных кабелей и газопроводов. Экипаж при этом должен быть эвакуирован эстонским флотом. Человеколюбие европейских властей всем известно, и на этом спасибо. Не успели организации, связанные с гражданским судоходством переварить эту не ординарную информацию, как храбрый лимитроф захватил танкер из состава «теневого флота» России, который шел в балласте за нефтью в Усть-Лугу. Подробности этого события смотри в статье «Лимитроф разбушевался». Первоначально казалось, что в Великобритании придумали действенный эффективный способ замедлить (полностью ликвидировать с его помощью, явно не получиться) трафик танкеров «теневого флота». Эстония же явно выступала в роли исполнителя, которому всё равно Коротко повторим суть метода. Страны «удобного флага» – это бедные, зависимые от внешних воздействий страны. Доход от регистрации торговых судов под национальным флагом – серьезная статья доходов страны, получаемая практически, «из воздуха». Важным моментом является то, что переход танкера из условной Индии (или какой другой страны из Юго-Восточной Азии) в порты России занимает около двух недель, а если судовладелец опасается атаки хуситов в Красном море, и направляет танкер вокруг Африки, то ещё больше. Если за это время надавить на власти страны, чей «удобный» флаг несет танкер и заставить её аннулировать регистрацию конкретного танкера (к примеру, угрозой, что из-под флага уйдёт достаточно много судов), то тогда во время перехода танкер официально лишается регистрации в стране, флага и всех документов. Причём ни судовладелец, ни компания-оператор танкера, ни экипаж об этом могут не подозревать. Количество портов, в которые заходят огромные танкеры, стараются свести к нулю. Во-первых, это не нужно, а, во-вторых, во время захода в порт необходимо платить немаленькие портовые сборы. И вот, когда танкер зашел в Балтийское море, власти какого-нибудь маленького лимитрофа, исповедующего антироссийский курс «чем хуже, тем лучше», задерживают такое судно под предлогом того, что оно идет без государственной регистрации. Компания судовладелец запрашивает страну «удобного флага» и вдруг неожиданно выясняется, что регистрация аннулирована, и власти маленькой балтийской страны поступили абсолютно правильно, задержав их танкер. Именно по такому сценарию и происходило задержание танкера «Kiwala», следовавшего в балласте в российский порт Усть-Луга под флагом Джибути под погрузку. После задержания эстонские власти для оправдания объявили, что на танкере были обнаружены «около 40 нарушений, 29 из которых оказались серьезными. Из этих 29 нарушений 23 касаются документации судна, а остальные – связаны с обеспечением систем безопасности судоходства, готовности к аварийным ситуациям и технических неисправностей». Все ожидали длительного простоя судно, но в европейских планах явно что-то пошло не так.
«Kiwala» уже в России
В ходе своего выступления на 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН украинский лидер рассказал о сложностях предстоящей зимы и обвинил две страны в помощи России.
Наблюдая за действиями эстонских властей можно увидеть некое раздвоение. С одной стороны, еще когда «Kiwala» находился на Таллиннском рейде, в эстонском «Delfi» прошла информация, что Транспортный департамент Эстонии следят за еще одним танкером, идущим по Балтике в Россию, у которого может быть такая же проблема с регистрацией и флагом. Название судна не указывалось, но аналитики морского судоходства быстро вычислили, что, вероятно, речь шла о танкере «Fu Hai Wan», который в момент выхода интервью уже вошел в Финский залив. Но, с другой стороны, ничего не произошло, танкер благополучно проследовал в российский порт и встал под погрузку.
27 апреля произошла небольшая сенсация. Портал «Delfi» сообщил: «Департамент транспорта разрешил нефтяному танкеру «Kiwala» покинуть территориальные воды Эстонии». Почему? Все 29 замечаний (из них 23 по документации, флагу и регистрации) судовладельцы смогли исправить? Как бы то ни было, проведя бункеровку на рейде Таллина, танкер в сопровождении патрульного корабля ВМФ Эстонии «Pikne», в 01-00 по местному времени 27 апреля, покинул территориальные воды страны. К вечеру он уже зашел в порт Усть-Луга. Что же произошло? Почему оригинальный английский план по сдерживанию «теневого флота» России дал сбой?
Ответ дают эстонские СМИ, которые не скрывают своего разочарования, и подтверждают намерения в дальнейшем по прежнему ставить палки в колеса экспорту российской нефти. Издание «Postimees» – rus.postimees.ee – сообщает: «…16 апреля власти Джибути объявили, что судно будет числиться в регистре государства флага в течение переходного периода до 7 мая – и сертификаты судна будут действовать до этого срока…». Это был удар ниже пояса по западным планам. В российском порту судно приведет в порядок свои документы, и в дальнейшем подобная операция с ним будет уже невозможна. Пока неизвестно, под каким флагом будет ходить «Kiwala». Если у властей Джибути не удастся получить гарантии не повторения подобных ситуаций, то ничего страшного. Государств, предоставляющих свой флаг в качестве «удобного» много. Например… Монголия. Да, моря и океаны планеты бороздят торговые суда, несущие флаг этой степной республики. Ответ на этот вопрос будет дан, когда танкер пойдет в обратный рейс. Его можно будет отследить на сайте Маринтраффик, где указывают текущее положение судна с краткой информацией, в том числе и о флаге. Пока можно сказать только одно – власти Джибути пережили непростые две недели.
Но в Эстонии от своих принципов не отступили. Глава МИД страны Маргус Цахкна заявил в том же «Postimees»: «…Мы продолжим сдерживать суда российского теневого флота…». Это значит, что попытки найти болевую точку у «Теневого флота» будут продолжаться. Напомним, сначала были попытки запрета захода старых танкеров в Балтийское море из-за якобы экологических требований ЕС, потом были проверки страховки груза, после этого – попытки заставить страховаться только в английских компаниях. Идея об отмене регистрации и права на «удобный флаг» – это уже третий заход. Будет ли четвертый, или ситуация на Балтийском море перейдет в горячую фазу? Покажет время.