Версия // Общество // Власти Эстонии задержали танкер под флагом Джибути из-за отмененной регистрации

Власти Эстонии задержали танкер под флагом Джибути из-за отмененной регистрации

4000

Лимитроф разбушевался

Власти Эстонии задержали танкер под флагом Джибути из-за отмененной регистрации (скриншот: VK Видео/Pravda UK/United Kingdom news)
В разделе

Ситуация на Балтийском море продолжает ухудшаться. Страны Евросоюза продолжают попытки найти причины для задержания танкеров российского «теневого флота» и прекращения отгрузки нефти из портов Усть-Луга и Приморск. Иногда эти поиски приводят к неожиданным результатам. В этой статье мы расскажем о причинах, которые позволили храброму лимитрофу Эстонии задержать в нейтральных водах танкер «Kiwala», шедший в балласте под погрузку в порт Усть-Луга.

История поисков поводов для задержаний

Тучи над судоходством в Балтийском море начали сгущаться из-за подрыва трех веток «Северных потоков». Но по настоящему борьба началась после ввода против России санкций и созданием «теневого флота», который обеспечивал экспорт отечественной нефти и нефтепродуктов. Сверхзадачей для Евросоюза стала уменьшение, а в идеале и полное прекращение работы портов Усть-Луга и Приморск по отгрузке нефти. Но, как выяснилось, не всё было так просто. Декларации и грозные заявления тут не помогали. Для того, чтобы остановить и задержать коммерческое судно в нейтральных водах, нужны весьма веские основания. Просто так, по-пиратски, действовать ни одна из стран Евросоюза (а фактически, НАТО) против России не решалась.

Сначала был заход в части экологии. Действительно, все танкеры «теневого флота» – это возрастные суда (прежние судовладельцы их охотно продавали именно по этой причине). Но все они находятся в нормальном исправном состоянии и со всеми необходимыми документами на этот счёт. Просто так задержать в нейтральных водах судно, которому, к примеру. 20 лет, нельзя ни по какому из международных законов. Им можно запретить вход в порты какой-либо страны по причине больших выбросов и не экологичности, но запретить их передвижение в нейтральных водах нельзя.

Вторым поводом, который попытались использовать против «теневого флота» была страховка грузов. До начала современного кризиса, действительно, многие судовладельцы предпочитали страховаться в европейских, преимущественно, английских, страховых компаниях. После введения Евросоюзом санкций на потолок цены для российской нефти, все западные (в широком смысле этого слова) страховые компании прекратили страховку танкеров, перевозящих российскую нефть по цене больше $60 за баррель. Береговая охрана прибалтийских стран стала требовать страховку у танкеров, везущих российскую нефть и проходящих через их экономические зоны. Они готовы были арестовывать танкеры без страховки груза. Но вдруг неожиданно выяснилось, что груз на всех танкерах застрахован, только не в европейских страховых компаниях, а в компаниях из Юго-Восточной Азии, или России. Для Евросоюза это был неприятный факт. Некоторые балтийские лимитрофы попытались застолбить идею, что по Балтийскому морю могут перевозиться грузы, застрахованные только английскими страховыми компаниями, но от неё отказались в самой Великобритании. Здесь нужно сделать небольшое отступление. Автор несколько раз использовал термин «лимитроф». Это не ругательство. Так в международной политике и юриспруденции 20-х -30-х годов ХХ века обозначались страны, образовавшиеся после 1917 года на территориях, входящих ранее в состав Российской Империи. Этим термином (limitrophus переводится с латинского языка как пограничный) обозначали Эстонию, Латвию, Литву, Финляндию, отчасти Польшу и Румынию.

Надо добавить, что общее напряжение неожиданно усилили случаи разрыва телекоммуникационных и силовых кабелей и газопроводов. Все они происходили в одном районе Балтийского моря, и, честно говоря, не совсем поддаются логическому анализу, особенно участие в инцидентах гражданских судов под флагом КНР. Об этих событиях смотри статьи «Что происходит на дне Балтийского моря?», «Балтийские страсти. Китайский след. Продолжение», «Неспокойная Балтика. Продолжение» и «Неспокойная Балтика. Новые факты», «Неспокойная Балтика. Кабель «Ростелекома» и взрыв в Усть-Луге» и «Неспокойная Балтика. Из моря мира в море возможной войны» Каждая страна решала свои проблемы индивидуально. Первый громкий случай, произошел, когда китайский контейнеровоз «Newnew Polar Bear» оборвал ветку газопровода Финляндия – Эстония «Balticconnector». Всё оказалось просто. Китайская компания признала свою вину в произошедшем, и выразила готовность выплатить Финляндии компенсацию. Капитан, отдавая приказ на отдачу якоря в штормовых условиях, не посмотрел на карту, на которой был отмечен этот газопровод. Во время второго инцидента, финны действовали более решительно. Тогда, по их данным, танкер «теневого флота» «Eagle S», шедший под флагом Островов Кука, порвал сразу три кабеля между Таллинном и Хельсинки. Танкер арестовали. 7 человек экипажа, которые во время происшествия несли вахту, задержали. Комиссия нашла нарушения на танкере, и его продержали в территориальных водах Финляндии, пока эти неисправности не были устранены. После этого (с учетов гарантии компании судовладельца и запрете 7-ми членам экипажа выезжать из Финляндии до окончания разбирательства) танкер отпустили. Жёстче всех, и добавим, беззаконнее всех, поступили в Германии. В Южной Балтике, недалеко от острова Рюген произошла поломка главного двигателя супертанкера «Eventin». Береговая охрана Германии отбуксировало потерявший ход танкер на рейд порта Засниц Двигатель отремонтировали, а дальше произошло неожиданное. Власти страны объявили о конфискации груза и самого танкера. Таможенные службы оформили конфискацию, а власти сменили экипаж. Формальный повод – танкер с подсанкционным грузом находится в территориальных водах Евросоюза. То, что танкер оказался там из-за технической поломки, немецкие власти, судя по всему, не волнует. 14 апреля поступила информация, что решение о конфискации опротестовано в суде. Весьма вероятно, что суд возвратит танкер и груз (а это, напомним, 100 000 тонн нефти) их владельцам.

По теме

Здесь нужно пояснить отсутствие любой публичной реакции на такие происшествия со стороны российских властей. А какую реакцию следует ожидать? Суда под «удобными флагами», принадлежат и находятся в управлении иностранными компаниями, а самое главное – нефть на их борту уже не российская. Её купили и заплатили за нее. Есть ли повод России публично высказываться об инцидентах такого рода? Да, продажа нефти существенно пополняет казну страны, но и формального повода участвовать в разбирательстве, нет. В Евросоюзе задумались о новой схеме арестов танкеров «теневого флота». И тут в новостную повестку Балтийского моря ворвалась Эстония. Первой новостью стало решение парламента страны, разрешающее применение оружия боевыми кораблями Эстонии для задержания и даже потопления судов вне территориальных вод. Из текста непонятно, при каких конкретно условиях можно топить гражданские суда. Но в нынешнем антироссийском угаре вопросы по этому поводу никто не задает. Формально – это решения связано только с судами, которых застали за разрывом кабелей и газопроводов на дне Балтийского моря. Второй новостью, связанной с балтийским лимитрофом стало задержание танкера «Kiwala».

Новая схема

Сразу оговоримся. Эстонские власти – это всего лишь исполнители задуманного. Более того, уже зафиксированы публичные попытки сдать назад. Об этом чуть ниже. Судя по европейским СМИ, автором идеи и главным организатором является Великобритания. Надо признать, что схема рабочая, которая позволяет останавливать в нейтральных водах торговые суда. Конечно, полностью парализовать судоходство, связанное с Россией эта схема не может, но вызвать определенные осложнения она способна. Первой ласточкой, не вызвавшей особой тревоги, стало решение властей Панамы и Барбадоса отозвать свой флаг и аннулировать регистрацию около сотни танкеров, входящих в «теневой флот». Особо интересна пространственно-временная составляющая этого процесса. Но об этом чуть ниже.

Факты таковы. Танкер «Kiwala», под флагом Джибути, кампания судовладелец с острова Маврикий, компания, оперирующая танкером – китайская. Возможно, реальный владелец танкера из Китая. Танкер шел в балласте из индийского порта Сикка в Усть-Лугу под погрузку российской нефтью. Капитан танкера – гражданин КНР Deng Bao, экипаж – 24 человека – граждане Мьянмы. Что интересно. По информации портала 47news, свидетельство о страховании жизни и здоровья членов экипажа судна выдано АО «АльфаСтрахование». По сообщению СМИ Эстонии, рано утром 11 апреля танкер был перехвачен кораблями ВМФ Эстонии. Флот Эстонии включает штабной корабль, 3 тральщика-искателя мин, три патрульных корабля, несколько катеров и вспомогательных судов. На перехват было направлено три единицы могучего эстонского флота. На самом деле на танкер по радио передали распоряжение следовать в территориальные воды Эстонии. Капитан танкера подчинился. А если бы нет? Вероятнее всего он благополучно бы дошел до Усть-Луги, так как взять на абордаж танкер в балласте можно только вертолетным десантом. Как бы то ни было в 04-19 по местному времени «Kiwala» вошла в территориальные воды Эстонии и сейчас стоит на якорной стоянке недалеко от острова Аэгна близ Таллина под охраной двух военных кораблей. Газета писала об этом в статье «Эстония против российского судоходства». Самое интересное началось после этого.

Эстонские власти объявили, что у танкера «Kiwala», находящегося под санкциями Евросоюза, Великобритании, Канады и Швейцарии, нет обозначенного флага. И тут же СМИ публикуют фотографию задержанного судна, над которым развивается флаг Джибути, а на сайте Маринтраффика он обозначен стоящим недалеко от Таллина под джибутийским флагом. Как такое может быть? Ведь танкер во время своего движения прошел Суэцким каналом, где корабль, или судно без флага просто не пропустят. Аналогичное условие при прохождении Ла-Манша и Датских проливов. И вот тут стал ясен замысел Великобритании. Такой план, действительно, могла реализовать только эта страна. Если страна – держатель флага аннулирует регистрацию судна в стране, то эта информация может вовремя не дойти до судовладельца и экипажа танкера. Если это аннулирование произойдет во время длительного рейса, например, из Индии в Россию, то узнать об этом капитан может только в порту, где есть консульство Джибути. Конечно, есть вероятность, что у судовладельца была такая информация, и он решил, что называется, «проскочить», но это маловероятно, учитывая, что танкер шел в европейских водах. То есть получается, что Эстония задержала судно, идущее без государственной регистрации. Это право закреплено за всеми государствами. Судя по всему, именно в этом и состоит новый план Великобритании по блокированию «теневого флота» на Балтике. Страны «Удобного флага» – это небольшие бедные страны, для которых регистрация под своим флагом большого количества судов – неплохой бизнес. Фактически, они делают деньги из воздуха. Поэтому, когда кто-то, имеющий вес и влияние в стране, «просит» лишить флага несколько десятков судов, а иначе остальные судовладельцы уйдут под другой флаг, страна вынуждена идти навстречу такой «просьбе». Что происходит потом, описано в статье.

По теме

Власти Эстонии сразу объявили, что расследование не связано с угрозой критической инфраструктуре страны. Об этом сообщил командующий Военно-морскими силами Эстонии, коммодор Иво Вярк. Технический департамент произвел проверку судна, и нашел «около 40 нарушений, 29 из которых оказались серьезными. Из этих 29 нарушений 23 касаются документации судна, а остальные – связаны с обеспечением систем безопасности судоходства, готовности к аварийным ситуациям и технических неисправностей». Что интересно. Вопрос об отзыве «удобного флага», судя по всему, не так однозначен, напомним, он до сих пор поднят на корме танкера. По информации из эстонских СМИ, у «Kiwala» было временное разрешение на флаг, выданное на год – с 1 января по 31 декабря 2025 года. Когда его аннулировали – не сообщается. В ноябре 2024 г судно было зарегистрировано в реестре Джибути под именем «Varuna», а в декабре 2024 происходит смена названия на «Kiwala» и, вероятно, произошла смена владельца.

Поэтому судно и получило временный сертификат на разовый переход для перерегистрации. Подробности этой истории до сих пор не обнародованы. Есть еще один интересный нюанс. Временный сертификат высылается на борт судна почтой, а вот постоянный можно получить только в порту, где есть консульство Джибути. Может быть, всё задержание строиться на этом факте – на борту не было постоянного разрешения. Возможны и другие варианты. По словам директора морской службы Департамента транспорта Кристьяна Труу: «…Одной из серьезных проблем является также подозрение, что у судна отсутствует флаг государства, что означает, что на него не распространяется юрисдикция ни одной страны…». Судя по всему, на этот раз повториться финский сценарий. Судовладельца и экипаж заставят исправить все нарушения, решить вопрос с новым «удобным флагом» и заплатить штраф. После чего танкер отпустят. В самой Эстонии уже раздаются голоса, что содержание такого большого танкера под арестом – это большие и неоправданные расходы для бюджета страны. В другом интервью Кристьян Труу заявил: «Владелец судна знает, что танкер задержан в эстонских водах. Ждем от владельца и команды судна действий, которые устранят нарушения, чтобы оно безопасно продолжило свой путь».

Заключение

Транспортный департамент Эстонии заявил порталу «Delfi», что Эстония следит еще за одним танкером, идущим по Балтике в российский порт под погрузку. Возможно, речь идет о танкере «FU HAI WAN», который уже вошел в Финский залив и идет в Усть-Лугу. Следует ждать продолжение истории?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.04.2025 15:33
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх