105 лет назад родилась Ольга Скороходова – единственный во всем мире слепоглухой научный сотрудник, советский ученый-дефектолог, всемирно известный авторитет в области специального образования, автор книг, вызвавших огромный интерес к дефектологии и человек с огромной силой воли.
24 мая 2016 года со дня рождения Ольги Андреевны Скороходовой, одной из наиболее ярких фигур в области отечественной дефектологии, исполняется 105 лет. Несмотря на полное отсутствие зрения и слуха, эта женщина сумела получить образование, звание кандидата педагогических наук, стать научным сотрудником НИИ дефектологии, а также создать ряд научных работ, посвященных проблемам обучения и воспитания детей, столкнувшимися с такими же проблемами, как и она сама.
Детство и болезнь
Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года в украинском селе Белозерка в окрестностях Херсона в бедной крестьянской семье. Отец девочки не вернулся домой с войны, на которую был мобилизован в 1914 году, мать, с трудом справлявшаяся одна, вынуждена была батрачить на местного священника. В пятилетнем возрасте Ольга, не имевшая врожденных дефектов зрения и слуха, перенесла опасное заболевание – менингит, которое в итоге дало осложнения, и девочка полностью лишилась зрения и постепенно перестала слышать – к 14 годам она осталась фактически без возможности контактировать с окружающими. Когда мать девочки умерла, она какое-то время жила с родными, определившими ее в специализированную школу для слепых, расположенную в Одессе. Однако, этот шаг не принес особых результатов, так как слепота Ольги осложнялась и отсутствием слуха.
Начало пути
Ситуация изменилась в 1925 году, когда Ольга Скороходова попала в школу-клинику, предназначенную для работы со слепоглухими детьми. Данное заведение основал профессор Иван Афанасьевич Соколянский, выдающийся дефектолог, считающийся основоположником отечественной педагогики слепоглухих. Благодаря усилиям Соколянского, дело сдвинулось с мертвой точки. У Ольги восстановилась устная речь, кроме того, она стала вести ежедневные записи по самонаблюдению. Делала она это самостоятельно. К слову, становление Скороходовой, как будущего дефектолога, началось еще в годы учебы – как самая старшая из воспитанниц учебного заведения, она периодически занималась с младшими детьми.
Ольга Скороходова окончила школу по спецпрограмме и приняла решение продолжать образование. Ее мечтой было поступление в Ленинградский педагогический институт, однако, планы оказались сорваны из-за войны и оккупации. На этот период Ольга осталась в Харькове. После освобождения города в 1944 году она перебралась в Москву, где работал Соколянский, и была принята в Институт дефектологии.
Киев продолжает активно требовать от союзников новых поставок вооружений. При отсутствии реакции от Запада украинские власти не стесняются многократно напоминать о своих потребностях.
«Как я воспринимаю окружающий мир»
Первая книга Ольги Скороходовой, которая называлась «Как я воспринимаю окружающий мир» и основанная на ее самонаблюдении, вышла в 1947 году. Известный психолог А.Н. Леонтьев написал предисловие к изданию, особо указав на описанные Скороходовой виды чувствительности, доступные ей – осязание, обоняние, вкус, температурные колебания и другие чувства, на которые обычный человек, не лишенный зрения и слуха, привык не обращать особого внимания. Также Леонтьев отметил, что в данной работе видна незаурядная личность ее автора.
В 1954 году издание было дополнено второй частью и опубликовано под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» и переиздано спустя два года. Автором предисловия стал Соколянский, описавший нюансы работы со своей ученицей. В 1972 году свет увидел третий дополненный вариант ее книги. Скороходова работала еще над одним литературным трудом, который так и остался неопубликованным. В этой книге она в деталях рассказывает о своем общении со слепоглухими детьми из Харьковской школы-клиники, воспитанниками специального детского дома в Загорске и выпускниками психологического факультата МГУ с аналогичными нарушениями.
Ольга Скороходова стала первым научным сотрудником НИИ дефектологии, позднее – старшим научным сотрудником. Она наравне со своими коллегами вела научную деятельность, писала научно-популярные статьи, параллельно занимаясь литературным творчеством. Долгое время Скороходова жила одна, в быту и работе ей помогали двое секретарей. Позднее, когда здоровье женщины совсем ослабело, к ней приехала ее племянница, ухаживавшая за Скороходовой до самой ее смерти. Умерла она в 1982 году в возрасте 70 лет.
Заслуги и память
Скороходова – уникальная личность, сумевшая самореализоваться, несмотря на инвалидность. Ей посвящен ряд статей и передач, с именем этой женщины знакомы все, кто каким-либо образом связан с дефектологией. Ольга Скороходова внесла огромный вклад в развитие отечественной науки. Ее работы, в которых отразились особенности восприятия окружающего мира слепоглухим человеком, по-прежнему востребованы и представляют интерес не только для ученых и педагогов, но и для широкого круга читателей.