Версия // Общество // 113-летняя шхуна сегодня флагман Яхт-клуба Санкт-Петербурга

113-летняя шхуна сегодня флагман Яхт-клуба Санкт-Петербурга

2333

Судьба корабля – от «Морского чёрта» к «Надежде»

113-летняя шхуна сегодня флагман Яхт-клуба Санкт-Петербурга (фото: wikipedia/Pjotr Mahhonin)
В разделе

Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Одни погибают в морских сражениях или в результате катастрофы, другие в течение положенного им срока службы тихо и незаметно делают свою работу. Но есть счастливчики, которые не просто служат людям, но и живут активной долгой жизнью.

В этой статье мы расскажем об удивительной судьбе рыболовного логгера, который стал яхтой, совершил кругосветное плавание под нацистским флагом, участвовал в первых празднованиях «Алых парусов» в Ленинграде, а сегодня, в возрасте 113 лет является флагманом Санкт-Петербургского яхт-клуба, совершая регулярные походы в Балтийском море.

Агитационная кругосветка

В истории Германии конца XIX – середины ХХ веков был один очень интересный персонаж – граф Феликс фон Люкнер, офицер Кайзеровского флота, капитан-парусник (моряк, умеющий управлять крупным парусным судном). Он родился 9 июня 1881 года. Прославился Люкнер в Первую Мировую войну, будучи командиром кайзеровского рейдера – вооруженного гражданского судна под военно-морским флагом. Во времена Первой и Второй мировых войн Германия отправила в океаны множество рейдеров, но Люкнер командовал уникальным парусным рейдером «Seeteufel».

Морской чёрт перед кругосветкой, 1937 год (фото: spb.kp.ru/пресс-служба Яхт-клуба Санкт-Петербурга)
Морской чёрт перед кругосветкой, 1937 год (фото: spb.kp.ru/пресс-служба Яхт-клуба Санкт-Петербурга)

Это был английский трехмачтовый барк «Pass of Balmaha», захваченный как приз кайзеровским флотом. Его загримировали под норвежский парусник «Малета». О жизненном пути Феликса фон Люкнера смотри статьи «Последний корсар империи. Часть 1» и «Последний корсар империи. Часть 2». После окончания Первой Мировой войны Люкнер не расстался со своей страстью – парусными судами – и в 1936 году приобрел небольшое грузовое судно, построенное в 1912 году в Норвегии. Изначально оно называлось «Sterna» («Крачка»), имело бортовой номер SCH-374, и было парусно-моторным рыболовным логгером с портом приписки Схевенинген Логгерами в конце XIX – и до середины XX века называли тип рыболовного судна. В 1927 году логгер продали Бернхарду Ханке из Гамбурга, который перестроил его в небольшое грузовое судно. После перестройки оно было переименовано в «Edelgard». Именно его и купил Люкнер.

Он полностью перестроил сухогруз в парусно-моторную шхуну, способную совершать океанские переходы. На выходе получилась стальная двухмачтовая шхуна длиной 36 метров и водоизмещением 200 тонн. Скорость хода под двигателем мощностью 140 л.с. составляла 8,5 узлов (около 16 км/ч), а максимальная скорость под парусами составляла 12 узлов – около 22 км/ч.

Люкнер назвал свою шикарную мореходную яхту в честь парусного рейдера, на котором он воевал в Первую Мировую войну «Seeteufel» – «Морской чёрт». Кругосветное путешествие, которое совершил Люкнер на «Seeteufel», было агитационное и разведывательное. Финансировалось оно правительством Германии. Кроме представления идей национал-социализма по всему миру, Люкнер осуществлял и разведывательную миссию. В период кругосветки в состав экипажа шхуны входили шесть офицеров военно-морской разведки Германии, шхуна была оснащена современным радио и навигационным оборудованием, позволявшим вскрывать оперативную обстановку по пути следования парусника. Маршрут кругосветки, продолжавшийся с 18 апреля 1937 по 19 июля 1939 года, впечатлял. Норвегия – Атлантический океан – Карибское море – Панамский канал – Кокосовые острова – Таити – Австралия – Новая Зеландия – Индонезия – Цейлон – Аден – Суэцкий канал – Средиземное море – Италия – Гибралтар – Великобритания – Германия. Вторую Мировую войну «Seeteufel», уже в качестве вспомогательного судна Uj-5301, служило плавбазой для подводников Кригсмарине. Портом приписки был город Штеттин – ныне польский город Щецин.

Учебное судно «Надежда» – ПКЗ-134

По теме

Оттуда по репарации она была передана Советскому Союзу. О включении в репарационный список шхуны ходатайствовал перед Тройственной военно-морской комиссией начальник военно-морского Отдела Советской военной администрации Германии контр-адмирал Ф. С. Седельников.

Вообще начало истории шхуны в Советском Союзе интересно и загадочно. Якобы один из адмиралов Балтийского флота привел её в советский порт в качестве личного трофея, а в репарационный список она была включена позднее. Как бы то ни было, шхуна, переименованная в «Надежду» оказалась в СССР. Начался следующий этап жизни судна – учебный парусник. В 1947 году её передали Военно-морской академии. Потом, вместе с известной в Ленинграде шхуной «Учёба», «Надежду» передали в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, а через год, уже окончательно, она стала учебным парусником ленинградских нахимовцев – её приписали к Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу. Поскольку «Надежда» не совсем подходила для роли учебного парусника, в 1956 году её передали в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, где она оказалась не очень нужна. Красивую шхуну использовали как плавказарму ПКЗ-134.

«Ленинград». Первые «Алые паруса»

Закончились эти переподчинения через 9 лет – в 1958 году. «Надежду» исключили из состава ВМФ и передали в Центральный яхт-клуб профсоюзов ВЦСПС. Там её переименовали в очередной раз в «Ленинград». Шхуна стала флагманом яхт-клуба. В 1962 году она прошла капитальный ремонт и переоборудование. На «Ленинград» поставили новый дизель мощностью 300 л.с. Напомним. При постройке на логгере «Sterna» стоял двигатель мощностью в 70 л.с., для кругосветного плавания Люкнер заменил его на двигатель мощностью 240 л.с. Пришло время менять и его.

В процессе капитального ремонта существенно изменился силуэт парусника. Шхуна «Ленинград» по-прежнему выполняла роль учебного парусного судна, но курсанты на ней были уже другие. На шхуне проходили практику учащиеся парусной школы яхт-клуба и студенты-океанологи Ленинградского университета и «Гидрометеоинститута». Капитаном «Ленинграда» с 1970 по 1984 год был известный яхтсмен, большой любитель и знаток парусных яхт Матвеев Иван Петрович.

В биографии «Ленинграда» была и авария. В 1966 году шхуна с 31 учащимся парусной школы яхт-клуба совершала переход Ленинград – Таллин. Из-за ошибки экипажа недалеко от острова Северный Виргин шхуна оказалась на камнях с пробоиной в корпусе. Детей перевезли на остров, а помощь «Ленинграду» оказали корабли Балтийского флота. Все закончилось благополучно – ремонтом в плавучем доке в Ломоносове. «Ленинград» неоднократно снимался в кино.

Мы все знаем и любим питерский праздник «Алые паруса» – день выпускников школ Санкт-Петербурга. Этот красочный праздник привлекает миллионы туристов со всей страны и мира. Это не преувеличение – на последних двух праздниках количество людей на набережных города превысило миллион человек Первый праздник состоялся в далеком уже 1968 году и проходил до 1979 года, когда первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Романов не отменил праздник, опасаясь проблем из-за большого скопления молодёжи. Праздник перешёл в разряд неофициальных.

Шхуна Ленинград во время первых Алых парусов (фото: архив 5-tv.ru)
Шхуна Ленинград во время первых Алых парусов (фото: архив 5-tv.ru)

В современной России праздник возродили в 2005 году. .Шхуна «Ленинград» со специально пошитыми парусами красного цвета участвовала в этом празднике с 1970 до 1979 годы, когда праздник отменили по решению партийных властей. Конечно, тогда всё было значительно скромнее – только белая ночь, выпускники школ на набережных города и белая шхуна с красными парусами на Неве.

Немного отвлекаясь, перечислим все парусники, участвовавшие в этом празднике. В советское время алыми парусами радовали выпускников крейсерская яхта «Металлист», которая кроме красных парусов несла на борту светящиеся название «Секрет», шхуна «Ленинград», очень необычное судно для Ленинграда копия каравеллы Колумба «Санта-Мария», которые ленинградские судостроители почему-то назвали «Невой» (!) и учебная баркентина финской постройки «Кодор». В современной России на Неве красовались «Штандарт» – историческая копия первого фрегата Петровского флота. учебный парусник «Юный Балтиец», учебный фрегат «Мир», шведский бриг «Tre Kronor» и постоянный участник последних праздников – бриг «Россия».

Снова «Надежда»

Но вернемся к «Ленинграду». В 1993 году шхуне вернули прежнее название – «Надежда». После развала СССР яхт-клуб профсоюзов переживал не лучшие времена. Денег не было, и из-за плохого технического состояния с 2005 года шхуна в море не выходила. Оживились и в Германии. В 2004 году там было создано «Общество Феликса фон Люкнера». Одной из задач этого Общества было возвращение «Надежды» в Германию, по аналогии с учебным барком «Товарищ II», который достался после развала СССР Украине, и в конце концов, был продан в Германию, где ему возвратили прежнее название «Gorch Fock». К счастью, этого не произошло.

В 2008 году шхуну продали частному лицу. С 2009 по 2010 год в Санкт-Петербурге был проведен капитальный ремонт «Надежды». Он включал в себя работы по корпусу почти векового судна, перепланировку помещений, полную замену такелажа, парусов, навигационного оборудования и многого другого. Шхуна стала флагманом Яхт-клуба Санкт-Петербурга. Оно используется как прогулочное судно для небольших экспедиций в Финском заливе и для обучения курсантов. Академии парусного спорта Санкт-Петербурга.

Надежда у Петропавловской крепости, 2019 год
(фото Андрея Максимова)
Надежда у Петропавловской крепости, 2019 год (фото Андрея Максимова)

Для 113 летнего судна все складывается лучшим образом. У него есть свои почитатели, есть свой сайт и группа ВК. Хочется верить, что «Морской чёрт» еще многие годы прослужит людям как «Надежда».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.07.2025 14:00
Комментарии 0
Наверх