По этой истории уже сняли приключенческий блокбастер, но все рассказанное произошло в настоящей жизни. Герой повествования – реальный человек, капитан-«парусник» (капитан, умеющий управлять крупным парусным судном), офицер военно-морского флота кайзеровской Германии, один из национальных героев Германии, граф Феликс фон Люкнер.
Становление
Феликс фон Люкнер родился 9 июня 1881 года в Дрездене. Он принадлежал к знатному дворянскому роду. Люкнер приходится правнуком Николя Люкнеру — маршалу Франции и военачальнику французской Рейнской армии, которому в XVIII веке был пожалован титул графа королём Дании. Родители хотели для Феликса спокойной жизни, которой жила европейская знать. Отец мечтал, чтобы его сын был кавалеристом, но мальчику нужно было другое. В 15 лет он сбежал в Гамбург, и после нескольких дней поиска, был принят на русское парусное судно «Niobe», выходящее в рейс Гамбург – Австралия. Есть сомнения, что парусник был с русским экипажем. Скорее всего, это были финны или эстонцы. В те годы эти две страны входили в состав Российской империи, и торговые суда несли российский флаг. У финнов были хорошие парусники, которые ходили по всему миру. Феликс был взят на борт без жалования, только за еду. Во время плавания, Люкнер сорвался с реи и упал в океан. На борту «Niobe» возник спор – капитан не хотел останавливать судно и терять время, старпом был за поиск юнги. На счастье мальчика на него обратили внимание альбатросы, которые посчитали его вкусным обедом и даже начали клевать. Они кружили над Люкнером, и тем самым помогли старпому найти точное место, где искать. По прибытию во Фримантл в Западной Австралии, Люкнер дезертировал с корабля. В течение семи лет юноша перепробовал массу занятий. Он был продавцом Армии Спасения (благотворительная организация середины XIX – ХХ веков), работал помощником смотрителя маяка. Ему пришлось бросить это интересное занятие, после того, как смотритель застал его со своей дочерью. Был охотником на кенгуру, рабочим цирка, профессиональным боксером. Люкнер служил в мексиканской армии телохранителем мексиканского президента Диаса, был строителем железной дороги, барменом в таверне, сидел в чилийской тюрьме по обвинению в краже свиней.
Насытившись этими приключениями, Люкнер возвращается в Германию и поступает в навигационную школу, окончив которую, становиться офицером парохода «Петрополис», работающего на линии Гамбург – Южная Америка. Проплавав на нём девять месяцев, он поступает добровольцем в военно-морской флот Германии. В своё время Феликс дал слово, что вернется к себе домой только в форме офицера кайзеровского флота. Это обещание он выполнил, и семья простила его.
Корсар императора Вильгельма
Первую мировую войну Люкнер встретил в должности командира канонерской лодки «Пантера». Канонерка несла дозорную службу около немецкого побережья Северного моря. Такая роль не устраивала Люкнера, и он всеми правдами и неправдами, перевелся во Флот Открытого моря. Так в кайзеровской Германии назывались главные силы флота, задачей которых было генеральное сражение с английским флотом. Феликс Люкнер участвовал в Ютландском бою, командовал башней главного калибра на дредноуте «Кронпринц Вильгельм».
Во время Первой мировой войны немцы широко использовали рейдеры – суда, в одиночку уничтожавшие торговый флот противника в океане. В начале войны это были крейсера разных типов. Большой резонанс тогда вызвало рейдерство двух броненосных крейсеров «Шарнхост» и «Гнейзенау». Со временем в рейдеры стали переоборудовать торговые суда. Это было выгоднее по нескольким соображениям. Во-первых, боевые корабли не отвлекались от своих основных задач. Во-вторых, при грамотном переоборудовании, пароходы-рейдеры имели весьма приличный радиус действия. Конечно, им было далеко до немецких рейдеров времен второй мировой войны (см. статью «Ошибка командира»), но, тем не менее, дальность походов была достаточной для того, чтобы наносить большой ущерб англичанам. Пытливая немецкая мысль пошла дальше. Возникла идея – а нельзя ли для целей рейдерства переоборудовать большой океанский парусный корабль. Такие четырех и пятимачтовые барки были широко распространены с начала ХХ века и применялись в торговом флоте до начала Второй мировой войны. Их называли «винджаммеры» («windjammer») - выжиматели ветра. В то время они успешно конкурировали с пароходами на дальних рейсах, где не столь важным был срок доставки груза. Они перевозили хлопок, селитру и другие непортящиеся грузы. Этим парусникам вообще не нужны были угольщики-снабженцы, и никто не мог себе представить, что парусный корабль в ХХ веке мог быть замаскированным опасным рейдером. Первым такую идею озвучил отставной лейтенант флота Альфред Клинг, известный в то время немецкий исследователь Арктики. Сразу возник вопрос – кто будет командовать таким необычным боевым кораблем? В кайзеровском флоте было много достойных офицеров, но управления парусником нужна особая выучка . Выбор был невелик. Командиром рейдера был назначен корветтен-капитан граф Феликс фон Люкнер Стали искать подходящий корабль. Вскоре удача улыбнулась немцам. «Pass of Balmaha» был построен в Англии в 1888 году и продан в Соединенные Штаты. В июне 1915 года под командованием капитана Скотта он вышел из Нью-Йорка с грузом хлопка в Архангельск, но у мыса Рат был остановлен британским патрульным судном и отправлен в один из шотландских портов для досмотра. Но барку не повезло. Он был еще раз захвачен германской подводной лодкой U-36 капитан-лейтенанта Графе. Призовая команда повела парусник в Куксхафен, а английскую досмотровую команду заперли в трюме.
Памятную стелу торжественно открыли офицеры Астраханского гарнизона. Ее высота вместе с гранитным постаментом составила 1,85 м.
16 июля 1916 года над парусником был поднят немецкий военно-морской флаг, и он был зачислен в состав военно-морского флота кайзеровской Германии под названием «Seeteufel». Правильный перевод – орлан, неправильный, но часто встречающийся – морской орел. Будущий рейдер получил на вооружение два орудия калибром 105 мм. Для рейдера времен Первой мировой войны этого было вполне достаточно. Орудия были спрятаны за планширем у среза полубака, они были установлены по правому и левому борту. На корабле была установлена мощная рация, а трюм превратился в тюрьму на 400 человек. Этот трюм использовался во время рейдерства «по полной». Самым экзотическим устройством был гидравлический лифт в кормовом салоне. Нажатием кнопки, спрятанной за барометром в штурманской рубке, палуба салона опускалась на один уровень. Предполагалось, что это поможет захватить в плен непрошеных визитеров в случае необходимости. В качестве вспомогательного двигателя на паруснике был установлен дизельный двигатель. По расчетам, двигатель мог обеспечить ход до 10 узлов.
Вторым важным этапом подготовки к рейдерству была разработка легенды. Было решено, что «Зееадлер» будет играть роль норвежского парусника «Малета». Маскировка выполнялась исключительно тщательно. «Seeteufel» был покрашен точь в точь, как «норвежец». Палубные надстройки и оборудование были переделаны «под «Малету» Даже каюты были украшены тем же орнаментом. В капитанской каюте были повешены портреты короля и королевы Норвегии, а также их родственника короля Англии Эдуарда VII. Барометр, термометр и хронометр были норвежского производства. В каюте была коллекция норвежских книг, норвежский фонограф и музыкальные записи. Провизия на судне была норвежская. Немецкой разведкой было организовано похищение бортового журнала настоящей «Малеты», стоящей в Копенгагене. В Норвегию был послан специальный агент, чтобы узнать фамилии норвежских фотографов, которые делали снимки жен, детей и родителей моряков команды, добыть и привезти эти фотографии на «Орлан». На борт были доставлены многочисленные фотографии норвежцев, которые были розданы экипажу, как фотографии их родных. Поддельные корабельные документы указывали, что корабль следует в Мельбурн. Были подобраны человек двадцать, говоривших по-норвежски, которые должны были изображать палубную команду.
Экипаж быстро выучил свои роли. Один из моряков даже был переодет в жену капитана. Однако когда парусник уже был готов к выходу, фон Люкнер получил приказ дождаться возвращения из США торговой подводной лодки «Дойчланд». Англичане должны были удвоить патрули, чтобы попытаться перехватить лодку, поэтому рейдер мог попасться в сеть, расставленную не для него. Ждать пришлось около 20 дней. Но за это время настоящая «Малета» уже ушла из Дании, а фальшивая все еще торчала в Гамбурге. Вся стройная система обмана рухнула. Нужно было снова искать двойника. Фон Люкнер выбрал «Кармоэ». Никто не имел ни малейшего представления, где находится этот корабль, но риск казался оправданным. Однако, когда «Seeteufel» приготовился выйти в море, из последних норвежских газет, приобретенных для экипажа, выяснилось, что подлинный «Кармоэ» только что был осмотрен англичанами. Все рухнуло во второй раз. Фальшивые документы и украденный бортжурнал были расчетливо подмочены, чтобы англичане не слишком придирались, но в то же время могли прочитать все, что им требовалось.. 21 декабря 1916 года «Seeteufel» покинул берега Германии. На борту парусника водоизмещением 4 500 тонн находилось 7 офицеров и 57 матросов.
Прорыв
В 180 милях юго-западнее Исландии, «Seeteufel» был остановлен британским вспомогательным крейсером «Авенджер». Его 8 пушек калибра 152 мм могли в считанные минуты превратить «Seeteufel» в кучу дров. Англичане прислали досмотровую партию, но маскировка, тщательно разработанная и выполненная, сработала. Осмотр был доскональным, но немцы к нему подготовились отлично. Орудия рейдера были укрыты раскрашенной под дерево парусиной и завалены одеждой матросов, разложенной якобы для просушки. По легенде, барк недавно попал в очень сильный шторм. Шкипер «норвежца» предъявил подмоченные судовые документы и груз леса на борту. Разбирать груз леса британцы не стали, а зря. Если бы они это сделали, то обнаружили бы два 105 мм орудия, два танка с 480 тоннами топлива и 360 тоннами пресной воды и «тюрьму» для будущих пленников. Маскировка сделала свое дело – «Seeteufel» не вызвал у британцев никаких подозрений. Половина экипажа знала норвежский язык. В кубриках висели норвежские фотографии. Но… как всегда, случай решает многое. Шлюпка, на которой прибыла досмотровая команда, стала потихоньку дрейфовать к корме. А там, сквозь морскую воду явно просматривался гребной винт. А ведь по документам барк был парусный! Ситуацию спас один из немецких матросов – он бросил в шлюпку тонкий линь и специально сделал так, что линь попал на головы сидящих в шлюпке матросов. Снизу в ответ полетел шквал отборной английской морской брани. Но главное дело было сделано – англичане в этот момент смотрели вверх и не заметили гребного винта. «Норвежец». «Seeteufel» получил добро на дальнейший путь и пожелание счастливого рождества. После того, как «Авенджер» скрылся за горизонтом, норвежский камуфляж вместе с палубным грузом леса был сброшен за борт. Барк драили и чистили, пока он снова не превратился в настоящий боевой корабль германского флота «Орлан»…