Сегодня мы поделимся впечатлениями от просмотра: европейской фестивальной драмы «Жизнь», артхаусным драмеди «Другой человек» и криминальным боевиком «Агент на уикенд».
Жизнь
(18+)
Реж. – Маттиас Гласнер
В ролях – Ларс Айдингер, Коринна Харфух, Лилит Штангенберг, Рональд Церфельд, Роберт Гвиздек, Ханс-Уве Бауэр, Анна Бедерке, Саския Розендаль
Производство – Германия
Немецкая социальная драма от Маттиаса Гласнера («Свободная воля», «Это любовь», «Сострадание», «Окружной суд» и др.). Фильм стал лауреатом двух наград Берлинского кинофестиваля, в том числе приза за лучший сценарий.
В центре истории семья Лунис. Престарелые родители борются с возрастными заболеваниями. Их сын Том (Ларс Айдингер) работает дирижером оркестра, который готовится поставить очень сложное произведение гениального композитора. Параллельно у бывшей девушки Тома рождается ребенок, и она решает вернуться к нему. Сестра Тома по имени Элен (Лилит Штангенберг) страдает от алкоголизма и пытается закрутить роман с женатым коллегой по работе в стоматологической клинике.
«Жизнь» – тяжеловесное фестивальное кино, которое длится два часа сорок минут. В нём нет стержневого сюжета. Лента разделена на главы, каждая из которых рассказывает свою небольшую историю. Объединяет же их всех принадлежность героев к одной семье. Некоторые истории сами по себе тянут на полноценный фильм, который можно было бы легко растянуть до полутора часов и пустить в прокат или же выпустить в формате сериала на стриминги. Но задумка Маттиаса Гласнера была в другом – сделать свой фильм «Жизнь» целостным произведением, максимально на эту самую жизнь похожим. И у него это, в принципе, получилось.
Несмотря на сюжетную раздробленность что целиком, что по отдельности, но всё в этом фильме относится к жанру драмы. Герои сталкиваются с обычными и не очень проблемами, страдают, создают себе еще больше проблем, пытаются их решить или уходят. Объединяет их не только родство, но и специфические отношения друг с другом. Несколько глав фильма называются «Любовь», хоть именно этого никогда не было в семье Лунис. Нам не показывают детские годы и то, что могло было тогда происходить с героями. Но то, с какой ненавистью и презрением они относятся друг к другу сейчас, красноречиво намекает на довольно безрадостное их совместное прошлое.
Гласнер ставит именно любовь в центре истории. Вернее, жизненную потребность в ней у разных людей. Так, в одной из новелл на первый план выходит друг Тома, гениальный композитор Бернард, который полностью разочаровывается в своём произведении и теряет любовь к самой жизни. Его история наиболее драматична. Том из-за отсутствия любви со стороны родителей соглашается принять бывшую подружку с ребенком, лишь бы тот рос в полной семье. Элен детские травмы заливает алкоголем и круглосуточными тусовками. Отец Тома теряет рассудок, а мать собирает целый букет заболеваний и решает, что лечить их уже не имеет смысла. В общем, картина складывается безрадостная. Но цель режиссера здесь – не показать современную немецкую «чернуху». Он лишь немного сгущает краски самой реальности, чтобы придать своей картине большую выразительность. Ведь подобного полно вокруг нас, рядом с людьми счастливыми находятся и такие. И не важно, где это – в Германии или России, или где-то еще.
Эпикриз: Откровением для киноманов эта лента вряд ли станет. Очень большой пласт артхаусных фильмов рассказывают похожие истории, поднимают ту же или смежную проблематику. И всё же поклонникам современного европейского фестивального кино строго рекомендуем.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Жизнь» (2024), реж. – Маттиас Гласнер.
Другой человек
(18+)
Реж. – Аарон Шимберг
В ролях – Себастиан Стэн, Майлз Дж. Джексон, Патрик Ванг, Нил Дэвидсон, Марк Геллер, Джеймс Фостер мл., Лоуренс Арансио
Производство – США
Драма с нотками комедии от студии А24. Режиссером фильма стал Аарон Шимберг, до этого имеющий лишь две работы в своём послужном списке: драмы «Связанные по жизни» и «Смертельный путь вниз».
Эдвард (Себастиан Стэн) с ранних лет страдает от редкого заболевания – нейрофиброматоза, из-за чего его лицо обезображено опухолями. Он тихо живет в небольшой квартире и снимается в социальной рекламе, мечтая о карьере актёра и драматурга. Однажды Эдварду предлагают экспериментальное лечение. Он соглашается, и спустя некоторое время нейрофиброматоз отступает, и его лицо принимает более привлекательный для окружающих вид. Жизнь Эдварда коренным образом меняется, да только прошлое в какой-то момент заявляет о себе.
«Другой человек» – кино явно не для всех. Нам сложно даже четко определить его жанр. Вопреки тому, как его позиционируют создатели (трагикомедия) он большую часть времени напоминает триллер, местами переходящий в боди-хоррор. И если драма здесь просматривается, то вот комедии откровенно мало. Зато шокирующий контент местами даёт о себе знать. Поэтому людям с нежной психикой лучше воздержаться от просмотра.
На поверхности здесь лежит достаточно смелый и правильный посыл: не стоит судить о людях по внешности. Что надо принимать себя, несмотря на внешние недостатки, а социуму надо научиться бороться с предвзятостью. Боди-позитив как раз про это, а не про пищевые расстройства. Наше общество всё ещё встречает по одёжке, и людям с внешними недостатками пробиться по карьерной лестнице или наладить личную жизнь сложнее, чем всем остальным. Это лента проговаривает буквально с экрана в своей первой трети. И это правильные мысли. Но дальше кино запутывается в сюжетных дебрях.
Сценарий лавирует между триллером и драмеди, всё больше смещаясь в сторону последнего. Финал так и вовсе представляет собой гротеск. Из-за этого нам было сложно уловить не только посыл, но и тональность ленты. В итоге мы не получили ни полноценной комедии, ни драмы, ни триллера.
С другой стороны, фильм рассказывает далеко не банальную историю о том, как человек потерял собственную идентичность и решил к ней вернуться. Это подано слишком в лоб, да так, что волей-неволей зритель попытается отыскать там второе дно, глубинный посыл, творческий замысел. Но был ли он там на самом деле, мы так и не рассмотрели.
Из неоспоримых плюсов – актерское перевоплощение Себастьяна Стэна, который большинству зрителей знаком по роли Зимнего Солдата в киновселенной Marvel. Здесь Стэн не только не заслужил нареканий, но и наиграл на серебряного медведя на кинофестивале в Берлине. Его работа в этом кино – лучшее, что здесь есть.
Эпикриз: трудно советовать это кино кому-либо. Ознакомиться могут лишь большие поклонники экспериментальных картин. Широкой аудитории стоит пройти мимо.
Агент на уикенд
(18+)
Реж. – Джордж Хуан
В ролях – Люк Эванс, Сон Ган, Квай Луньмэй, Пернелл Уолкер, Цзунхуа Патрик Ли
Производство – США, Франция
Криминальный боевик, автором сценария и продюсером которого стал сам Люк Бессон. Режиссерское кресло он делегировал малоизвестному Джорджу Хуану («Среди акул», «Троянская штучка» и «Сотворить монстра»).
Агент Джон (Люк Эванс) успешно борется с мафией в рядах ФБР. Когда бюро выходит на тайваньского мафиозника по имени Кван (Сон Ган), Джон решает отправиться в Тайбей, чтобы в одиночку собрать против него улики. Но там он встречает свою возлюбленную Джой (Квай Луньмэй), с которой ему пришлось расстаться много лет назад. Более того, Джой – жена того самого Квана…
Если бы не имя Люка Бессона среди создателей этого кино, мы бы вряд ли за него взялись. Всё же, какую бы чепуху не снимал и не продюсировал Бессон в последние годы, он навсегда останется в наших сердцах как талантливый творец французского кино, чей пик карьеры пришёлся на вторую половину 90-х годов. И здесь «отец» «Перевозчика» и «Такси» вновь взялся за старое. «Агент на уикенд» является комедийным боевиком с акцентом на гонки (по сюжету Джой – первоклассный водитель). Об этом говорит даже постер фильма. Получилось ли у Бессона повторить успех своих ранних фильмов, или он вновь создал проходную халтуру?
Начинается кино достаточно бодро – с поездки главной героини на мощной Феррари по улицам Тайбея. Затем нас резко переносят в Штаты, где пять минут агент Джон в рукопашную разматывает контрабандистов-азиатов на кухне ресторана. И подобное начало было многообещающим – стремительное, с неплохим экшном и высокой динамикой. Тут у зрителя могут появиться мысли, что это кино если не ровня, то хотя бы достойный приемник «Перевозчика». Беда в том, что мысли эти так и не реализуются.
После неплохо вступления нас ждёт до ужаса банальная, безыдейная, тягомотная история, сюжет которой мог бы написать и ребёнок. А сценаристом, напоминаем, был Люк Бессон. По мере развития сюжета фильм всё больше и больше становится похожим на малобюджетные творения категории «Б». Длится он полтора часа, но по ощущениям – все три, настолько ленте нечем развлечь своего зрителя.
Примечательно, что в эту халтуру вписался Люк Эванс – актёр достаточно известный, хоть и преимущественно второплановый. Это уже не первый его опыт сотрудничества с Люком Бессоном (ранее актёр снимался в «Анне»). Видимо, это повлияло на его участие здесь. Вторым актёром, который, скорее всего, покажется зрителю знакомым здесь станет Сон Ган – тот самый Хан из тех самых «Форсажей». Здесь он примеряет на себя роль антагониста.
Как мы уже сказали, нормального экшна, кроме самого начала фильма, вы здесь вряд ли увидите. Да, будет несколько натуральных автомобильных погонь, но они больше похожи на дружеские покатушки автолюбителей где-то на окраине города, чем на полноценные бандитские погони. С боевыми сценами примерно то же: нормальной получилась только драка из вступления.
Эпикриз: при всех своих недостатках это кино можно посмотреть фоном. А можно и не смотреть вовсе. Вы точно ничего не упустите. В любом случае, найти тут что-то от того самого Бессона здесь нельзя.
Хороших выходных и приятного просмотра!