Версия // Общество // «Железный занавес» прихлопнет отечественных производителей

«Железный занавес» прихлопнет отечественных производителей

2345

В лаптях, но со смартфоном

В разделе

Санкционная война России и Запада набирает обороты. И хотя российские власти пока не определились с тем, какие именно товары попадут во второй санкционный пакет, есть все основания полагать, что введённые недавно новые ограничения со стороны США и ЕС не останутся без ответа.

В частности, уже звучали предложения о том, чтобы ограничить импорт подержанных автомобилей или одежды. «Мы свели все эти заявки… С ними теперь нужно работать. Часть работы была реализована в виде продовольственных мер. Ничего другого не было реализовано, и, с моей точки зрения, совсем не обязательно, поэтому говорить о сроках бессмысленно», – заявил на прошлой неделе глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Ну а пока чиновники думают над ответным эмбарго, «Наша Версия» решила порассуждать о том, что будет, если Россия введёт самые жёсткие ограничения на импорт и пресловутый «железный занавес» всё же опустится. Мы выбрали топ-5 самых знаковых и дефицитных некогда вещей для советских потребителей и попробовали представить, смогла бы современная российская промышленность обеспечить нас всем тем, что некогда считалось необходимым минимумом успешной жизни.

Мебель

В середине 70-х годов в моду вошли «стенки». Больше всего ценились юго­славские – с красивой фурнитурой, отделанные шпоном. В ходу была также продукция чешских и восточногерманских производителей. Сегодня около 80% рынка приходится на десятку крупных игроков, среди которых ОАО «Шатура», мебельная фабрика «Мария», мебельная компания «Лером» и другие. Однако наши производители работают в основном на зарубежном оборудовании с импортной фурнитурой.

Кстати, пока российские мебельщики налаживали производство на импортных станках, их белорусские коллеги самостоятельно научились делать качественную мебель, модернизировав производство. В результате импорт белорусской мебели по итогам прошлого года увеличился на целых 15%, а белорусская деревообрабатывающая компания «Пинскдрев» имеет представительства в Новосибирске novosibirsk.pinskdrev.ru, Москве, Санкт-Петербурге, Казани и многих других городах России и зарубежья.

Обувь

В 1970 году Советский Союз занял первое место в мире по производству обуви, обогнав даже США. Каждый год советские фабрики шили по 680 млн пар обуви, это 2,8 пары – на душу населения. Беда только в том, что носить обувь советского производства было непросто – не только немодная, но и низкого качества, жёсткая и с неудобными колодками. Элитной считалась обувь из Югославии и Финляндии. Сегмент люкс занимала итальянская продукция.

Современных отечественных производителей обуви можно буквально сосчитать по пальцам. До 90% обувного рынка сегодня принадлежит зарубежным производителям.

Кстати, те немногие российские производители, которым удалось сделать свои бренды действительно узнаваемыми, работают опять же на зарубежном оборудовании. Так что, опустись завтра «железный занавес» – ходить нам всем в лаптях да валенках.

Электроника

В 1984 году в СССР в продаже появляется первый видеомагнитофон отечественного производства – «Электроника ВМ-12». Продавались видеомагнитофоны только в нескольких магазинах страны и только по предварительной записи за полгода вперёд.

Российские бренды сегодня способны составить конкуренцию западным коллегам. Так, отечественный производитель Explay представляет на рынке мобильные телефоны аж с тремя SIM-картами. Работающая в люкс-сегменте компания Grecco выпускает эксклюзивные модели смартфонов и аксессуары к ним. Компании 3Q и RoverComputers известны потребителям как производители компьютеров. Но проблема всё та же – качественная продукция российских производителей зачастую имеет зарубежную «начинку».

Автомобили

Сегодня более или менее неплохие показатели российский автопром демонстрирует только за счёт предприятий, собирающих иномарки. В общей сложности с января по июль текущего года российские автозаводы выпустили 1,1 млн машин, что всего на 0,7% меньше, чем в прошлом году. Что до вазовской продукции, то по сравнению с прошлым годом общее количество выпущенных моделей Lada сократилось на 15,3%. Одна из главных проблем отрасли – отсутствие базы автокомпонентов. Предприятия закупают их либо внутри страны, и тогда качество оставляет желать лучшего, либо импортируют. Сейчас объём используемых иностранных деталей на АвтоВАЗе составляет 16%. Но это средний показатель. По имеющимся данным, Lada Granta на 30% состоит из зарубежных деталей, Lada Largus – на 49%. Среди них – ремень ГРМ фирмы Gates (США), а также поршневая группа американской же фирмы Federal Mogul. Отказ от импорта повлечёт за собой снижение качества, а о «Ладах» с автоматической коробкой передач и вовсе придётся забыть – АКП на них устанавливается японской фирмы Jatco.

Косметика

Первыми импортными духами, появившимися в свободной продаже в СССР, были французские «Клима». К концу 70-х советские женщины познакомились с ещё двумя престижными французскими брендами – «Шанель № 5» и «Фиджи». В сегодняшней России рынок косметики является одним из самых динамичных: за последние пять лет он вырос на целых 70%. Причём отечественные производители на нём представлены достаточно широко. Есть только одна проблема: наши предприятия выпускают продукцию для низкого и среднего ценового сегментов. К тому же речь идёт в основном о кремах, шампунях, средствах по уходу за телом и т.п. Что же касается декоративной косметики, а также всех без исключения косметических средств премиум-класса, то здесь мы полностью зависим от импорта. В среднем же доля российской продукции на прилавках колеблется от 13 до 25% в зависимости от категории.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.05.2015 13:34
Комментарии 0
Наверх