Регионы продолжают закручивать гайки, ограничивая продажу алкоголя.
Закон о запрете размещения «наливаек» в многоквартирных домах вступил в силу в апреле прошлого года. Он предоставил региональным властям право устанавливать собственные требования к продаже пива, сидра и других алкогольных напитков в ресторанах, барах и кафе, а также определять время продажи алкогольной продукции в предприятиях общепита, которые располагаются в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Общественность горячо приветствовала закон – представлялось, что он поможет положить конец пьяным дебошам, которыми обычно сопровождается работа ночных «наливаек». Потому власти целого ряда регионов оперативно приняли нормативные акты, запрещающие работу разливочных и распивочных. Так, с 1 сентября 2024 года ограничения, в частности, начали действовать в Пензенской, Самарской, Ленинградской, Владимирской, Кировской областях. В марте 2025 года к ним присоединились Татарстан и Ростовская область. И вот теперь в сентябре список собирается пополнить Московская область. Власти Подмосковья приняли решение запретить нахождение алкомаркетов во дворах жилых домов. Даже если только дверь магазина выходит во двор, никакого спиртного на его прилавках быть не должно, заявил губернатор Андрей Воробьёв. Кроме того, кафе и бары, находящиеся во дворах, не смогут продавать спиртное с 23 до 8 часов.
Видимо, тот факт, что перемены затронули второй по количеству жителей субъект РФ, заставил Росалкогольтабакконтроль выступить с осторожным заявлением. Как отметил регулятор, власти Подмосковья, безусловно, имеют право устанавливать необходимые правила, однако «любые ограничения должны быть сбалансированы». Также в ведомстве констатировали, что закрытие лицензированных магазинов обычно способствует росту продаж контрафактной продукции, которая несёт гораздо больший ущерб здоровью граждан.
С тревогой высказывается и бизнес. «Мы сожалеем, что закон, принятый Мособлдумой, был утверждён без должного широкого общественного обсуждения», – посетовал исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов. Переживать есть о чём – уже подсчитано, что ограничения затронут порядка полутора тысяч магазинов, имеющих алкогольную лицензию. При этом речь идёт преимущественно об объектах формата «магазин у дома», а не сетевых супермаркетах. Также закроются около 1,4 тыс. объектов общепита, продающих пиво. Соответственно из экономики выпадет несколько тысяч рабочих мест, кроме того, существенную сумму в виде налогов недополучит бюджет. В 2019 году глава Минпотребрынка Московской области Владимир Посаженников пояснял, что в случае закрытия «наливаек» бюджет потеряет около 1,5 млрд рублей. Сегодня эта сумма наверняка будет больше в разы.
Конечно же, работу магазинов и «наливаек» нужно регулировать. Однако последние полгода показали, что подход к этому должен быть вдумчивым и скрупулёзным. Так, в Татарстане уже после принятия закона выяснилось, что под ограничения помимо «наливаек» заодно могут попасть пивные бары, кстати, весьма недешёвые, куда алкоголики точно не ходят. В Ростове-на-Дону, отмечала Rostovgazeta, ничего не изменилось – «наливайки» закрылись, а их место заняли алкомаркеты. Вот и в Поволжье, добавляют эксперты, последствия для бизнеса могут оказаться серьёзными. Произойдёт сокращение рабочих мест, уменьшится объём налоговых поступлений в бюджет, упадёт спрос на коммерческую недвижимость. Кроме того, пострадают местные производители, чьей продукцией обычно и торгуют пивные, работающие на розлив. В Набережных Челнах подсчитали, что на долю локальных заводов приходится треть продающегося пива. В Саратовской области под ударом окажутся Балаковский и Марксовский пивзаводы, снижение объёмов продаж их продукции негативно отразится на экономике региона. Зато в выигрыше останутся сетевые ретейлеры, к которым за алкоголем двинутся покупатели. Таким образом, закон, принятый под маркой оздоровления населения, грозит ударить по интересам предпринимателей, которые годами вкладывали средства в развитие бизнеса и пополняли налогами казну своих небогатых регионов.