Значит, число людей, получающих пенсию по старости, будет постепенно уменьшаться. Но ведь каждый пенсионер имеет право не только на денежные выплаты, но и на льготы. И с сокращением числа пенсионеров государство получит в своё распоряжение средства, которые раньше были бы направлены на финансирование этих самых льгот.
О том, как государство намерено распорядиться этими средствами, правительство пока молчит. Возможно, потому, что оценить их объём довольно трудно, а как направить их в карманы пенсионеров, чиновники пока не придумали.
А деньги на кону стоят немалые. Регионы из собственных бюджетов доплачивают пенсионерам социальные надбавки. Поэтапное уменьшение числа получателей таких надбавок позволит им сэкономить 6–7 млрд рублей в год. Далее идут региональные льготы по оплате ЖКХ. В зависимости от региона они могут покрывать от 20 до 70% общей суммы оплаты. В результате реформы это будет означать ежегодную экономию 4–5,5 млрд рублей.
Отдельно стоит упомянуть льготы на проезд по железной дороге – как в пригородных электричках, так и в поездах дальнего следования. Как и все пассажирские перевозки, их дотирует РЖД за счёт государственных трансфертов и повышенных тарифов на перевозку грузов. Уменьшение числа получателей таких льгот означает для РЖД экономию до 7 млрд рублей ежегодно.
Также пенсионеры пользуются и 50-процентной скидкой на приобретение ряда лекарств. В последние годы объём этой скидки составлял в среднем 1,7 тыс. рублей на человека. Экономия по этой статье может составить до 3 млрд рублей ежегодно.
Максим Топилин, министр труда и социальной защиты:
– Мы хотим не просто сохранить уровень пенсий, а увеличить их так, как никогда в нашей истории не увеличивали. Все сэкономленные средства пойдут исключительно на повышение пенсий неработающим пенсионерам. За шесть лет это 3 млрд рублей. Колоссальная сумма.
Список льгот можно продолжать – это и бесплатный проезд на общественном транспорте, и пособие на похороны, и освобождение от уплаты налога на недвижимость, и скидки на оплату стационарной телефонной связи и газификацию, и многое другое. Возникает законный вопрос: каким образом правительство рассчитывает обязать тех, кто все эти льготы финансирует, направить сэкономленные средства на повышение пенсий? Каким образом РЖД, например, должна за счёт полученной экономии повышать пенсии? Такой же вопрос возникает и в отношении регионов, которые сами формируют свои бюджеты. А если с сокращением объёма льгот будут сокращаться и федеральные дотации регионам, то слова министра Топилина о направлении всех сэкономленных средств на повышение пенсий оказываются, мягко говоря, не совсем точными.
КОНКРЕТНО