Компания «СберАналитика» объяснила рост среднего чека оживлением спроса.
Однако возникает вопрос к качеству этого спроса. По информации «СберАналитики», если чек в гипермаркетах увеличился на 7% до 1474 рублей, то чек в жёстких дискаунтерах – на 9,4% до 666 рублей. То есть люди всё активнее тратят деньги там, где товары стоят меньше. О возрастающем интересе отечественной публики к жёстким дискаунтерам свидетельствуют и данные Nielsen. Статистика следующая: в 2025 году россияне стали посещать магазины этого формата до 5 раз в месяц.
Экономист Никита Кричевский в принципе не согласен с тем, что потребительская активность возрастает. Эксперт аргументирует свою позицию так: «Количество денег на руках у населения явно не увеличилось, а скорее всего уменьшилось. Зарплаты не растут в отличие от тарифов. Рост среднего чека на 10% по факту может означать фактическую инфляцию в первом полугодии». «Налицо не оживление спроса, а самая настоящая его стагнация», – уверен Кричевский.
Кстати, эта инфляция, по данным АКРА, во втором квартале составила около 12,4%. Отнимем из этого показателя 3-процентный рост рынка продовольствия в физическом выражении – и получим как раз 10% от «СберАналитики».
Но и с увеличением числа всё неоднозначно. Данный показатель вообще не является свидетельством оживления спроса. «Рост количества покупок переводится как увеличение частоты приобретений без роста среднего чека», – объясняет Никита Кричевский.