Версия // Конфликт // Перевозящие российские грузы танкеры становятся мишенями диверсантов?

Перевозящие российские грузы танкеры становятся мишенями диверсантов?

2750

Взрывная волна!

Перевозящие российские грузы танкеры становятся мишенями диверсантов? (скриншот: Rutube.ru)
В разделе

6 июля во время погрузочных работ в балтийском порту Усть-Луга произошла утечка аммиака, сообщили официальные источники. Из неофициальных же известно, что её причиной стал взрыв на танкере, предположительно, произошедший из-за внешнего воздействия. Мировые СМИ рассуждают о возможной причастности Украины к данному инциденту. Это уже как минимум шестой с начала года взрыв на судах, которые на Западе принято считать «теневым танкерным флотом России».

На сей раз пострадал танкер Eco Wizard, который ходит под флагом Маршалловых островов. По сообщениям российских СМИ, судно пришло в Усть-Лугу из Антверпена. Этот факт подтверждается сервисом отслеживания судов marinetraffic.com. По его данным, из бельгийского порта танкер отбыл 29 июня, а в Усть-Лугу прибыл 3 июля.

Тот же marinetraffic.com свидетельствует, что 9 июля, то есть спустя три дня после взрыва, судно стояло у причальной стенки порта Усть-Луга. Это видно на интерактивной карте marinetraffic.com. Согласно схеме на сайте порта, эта причальная стенка относится к терминалу компании «ЕвроХим» – производителя разнообразных удобрений. По открытым данным, терминал «ЕвроХима» предназначен для их краткосрочного хранения и отправки.

Новый терминал

По информации «Нашей Версии», в порту Усть-Луга есть единственный терминал по перевалке аммиака, запущенный в декабре прошлого года. Он называется «Порт Фавор». Компания «ЕвроХим» участвовала в финансировании строительства этого объекта.

Деловые СМИ так описывали его оборудование: «Первая технологическая линия прошла испытания, получила разрешения, поэтому на терминале стартовала перевалка важнейшего удобрения – аммиака. Линия полностью закрыта, исключает проливы жидкого аммиака и выбросы газа. Автоматика системы позволяет контролировать давление, температуру, параметры работающего оборудования».

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко написал в своём телеграм-канале, что ЧП произошло при погрузке аммиака на танкер. Он сообщил, что дождливая погода не позволила ядовитому газу рассеяться в воздухе, а спасатели установили водяную завесу, что позволило локализовать угрозу и приступить к сбору вещества.

Могло быть хуже?

Известно, что пары аммиака в воздухе взрывоопасны. Однако все инциденты с ними происходили в замкнутых объёмах. Таким образом, можно предположить, что в Усть-Луге была вероятность взрыва на борту танкера, если бы утечка происходила внутри его помещений. О том, как именно фактически произошла утечка, пока официальных данных нет.

Минтранс по горячим следам сообщал, что экипаж танкера из 23 человек эвакуирован, был запланирован водолазный осмотр судна. Позже появилась неофициальная информация о результатах этого осмотра. Якобы в корпусе танкера на 6–7 метров ниже ватерлинии обнаружены две пробоины в районе машинного отделения. Предполагается, что через них в танкер хлынула вода, из-за чего судно накренилось на левый борт. Источники сообщают, что металл вокруг пробоин загнут внутрь, что может указывать на внешнее воздействие как причину взрыва. Однако официального подтверждения этой информации пока нет.

По теме

Специалисты утверждают, что для полной ликвидации ЧП аммиак из танкера нужно полностью откачать, а затем отбуксировать судно на ремонтную базу. Как происшествие повлияло на экспорт аммиака и другой продукции «ЕвроХима» из порта Усть-Луга, не сообщается. Но известно, что «Порт Фавор» – это один из важнейших логистических узлов для экспорта российского аммиака. Сейчас работает только его первая очередь, вторую планируется запустить в 2026 году.

Любопытно, что изначально план строительства терминала не предполагал перевалку аммиака, однако после 2022 года экспорт этого российского газа через страны Балтии и Украину остановился, и проект скорректировали. Стоимость строительства терминала «Порт Фавор» оценивается в 80 млрд рублей. Мировому рынку нужны наши удобрения, однако в России не хватает портовых мощностей для наращивания экспорта.

Охота на суда

В январе близ турецкого порта Джейхан в Средиземном море пострадал танкер Seacharm (ходит под флагом Маршалловых островов, принадлежит греческой компании Thenamaris). Западная пресса акцентировала внимание на том, что судно якобы ранее заходило в российские порты.

9 февраля в порту Усть-Луга произошёл инцидент с танкером Koala (флаг Антигуа и Барбуда). На судно было погружено 130 тыс. тонн мазута. Когда танкер готовился к отплытию, в его машинном отделении прогремело три взрыва. Корма судна оказалась затопленной и села на мель. Вокруг корабля установили боновые заграждения, но власти утверждали, что утечек мазута нет. Говорили, что, прежде чем раздались взрывы, в окрестностях порта пограничные катера вели огонь по неким надводным объектам.

9 февраля ЧП произошло на борту танкера Grace Ferrum у берегов Ливии. Оператором «Грейс Феррум» является кипрская компания Cymar, судно ходит под флагом Либерии. Российского груза на корабле не было, но танкер якобы недавно заходил в порты РФ.

В ночь на 15 февраля при разгрузке в итальянском порту Савона взорвался зарегистрированный на Мальте танкер Seajewel. В ходе расследования во внешней обшивке судна была обнаружена пробоина около метра в ширину с вогнутыми внутрь краями. По данным западных СМИ, танкер в 2024 году якобы трижды перевозил российскую нефть.

27 июня на танкере Vilamourа под флагом Маршалловых островов с 1 млн баррелей нефти на борту сработало взрывное устройство. Судно в этот момент находилось у берегов Ливии, направляясь из порта Зейтина в Гибралтар. В результате взрыва затопило машинное отделение. Сообщается, что экипаж не пострадал, утечек нефти в море не произошло. Западные СМИ отмечали, что с апреля Vilamoura дважды заходил в российские порты для перевозки казахстанской нефти.

Комментируя эти инциденты, эксперт британской «Файнэншл Таймс» отметил, что сначала всё указывало на Украину. Но после взрыва на борту Vilamoura появились другие версии, связанные с тем, что четыре из этих судов заходили в порты Ливии, где за доходы от поставок нефти борется несколько вооружённых группировок.

Но также эксперт заявил, что все эти суда пополняли запасы на Мальте. Как понимать этот намёк? Мальта издавна была опорной базой Британии, затем фашистской Германии, а затем НАТО на Средиземном море. Сейчас натовские базы на Мальте формально закрыты, а остров имеет нейтральный статус. Если суда минировались на Мальте, то злоумышленники явно пытались запутать следы.

Досье

Из справки о вредоносности аммиака с сайта МЧС

Аммиак – бесцветный газ с резким удушающим запахом нашатырного спирта. Легче воздуха, стремится вверх, хорошо растворим в воде, пахнет нашатырным спиртом. Опасен при вдыхании. При высоких концентрациях возможен смертельный исход. Сильно раздражает органы дыхания, глаза и кожу. Признаки отравления: учащённое сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотечение, затруднённое дыхание, а при тяжёлом отравлении – тошнота и нарушение координации движений, бредовое состояние.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.07.2025 12:19
Комментарии 0
Наверх