Версия // Общество // За первое полугодие «чёрные» автоперевозчики убили 579 человек, покалечили 6,5 тысячи и заработали миллиарды рублей

За первое полугодие «чёрные» автоперевозчики убили 579 человек, покалечили 6,5 тысячи и заработали миллиарды рублей

1806

Смертельный маршрут

В столице оборот только легальных автоперевозчиков превышает 375 миллионов рублей в день, так что потеря одной машины погоды на рынке не делает Фото: Лаура Ильина
В разделе

Столичная автоинспекция провела очередной рейд по борьбе с нелегальными перевозчиками пассажиров и выявлению нарушений в этой сфере. Проверка проходила три дня, за это время были оштрафованы несколько десятков водителей и запрещена эксплуатация сотен машин. Правда, интересно, что из года в год количество нарушений в сфере пассажирских перевозок в Москве не снижается, а ГИБДД объявляет об отстранении водителей и автомобилей от перевозок только по итогам ежегодного трёхдневного марафона. Всё остальное время они спокойно перевозят людей.

Результаты июльского рейда таковы. За три дня был выявлен 181 нелегальный, то есть не согласованный и не утверждённый столичными властями маршрут. Из 816 транспортных средств, проверенных гаишниками и осуществляющих нелегальные пассажирские перевозки, 415 оказались с техническими неисправностями, ещё 28 были без талона техосмотра. 1226 водителей были оштрафованы за нарушение ПДД. Из них 637 – за нарушение правил остановки, стоянки в зоне остановочных пунктов. Двух водителей маршруток столичные инспекторы застукали на встречной полосе.

Даже в ГАИ признают, что это плачевные результаты. Ведь помимо рейда по борьбе с нелегальными маршрутками инспекторы проводят дважды в год операцию «Автобус», в ходе которой проверяют исправность всего пассажирского автотранспорта и соблюдение водителями правил дорожного движения. И если в сфере регулируемых пассажирских перевозок удалось более или менее навести порядок – крупные компании регулярно проводят медицинские осмотры водителей и следят за техническим состоянием автомобилей, — то нелегальные перевозчики выявляются каждый раз и одни и те же нарушители часто встречаются во время следующей проверки.

Всё дело в том, что наказать нелегальных перевозчиков так, чтобы они уже не вышли на маршрут, в ГАИ не могут. Они могут воздействовать на перевозчиков только штрафными санкциями за нарушение ПДД. Также действия нелегальных перевозчиков попадают под статью 14.1 пункт 2 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)». За это Ространснадзор может оштрафовать частника на сумму от 2 до 2,5 тыс. рублей, а юридическое лицо – от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией орудия преступления, то есть машины. Сумма штрафа небольшая, да и от конфискации старой гнилой «Газели» нарушитель много не потеряет. Обороты таковы, что конфликт с органами можно смело посчитать накладными расходами.

Есть ещё и региональные законы, которые устанавливают дополнительные санкции за незаконные транспортные перевозки. Но и они бессильны по отношению к нелегальным перевозчикам. Просто это выгодный бизнес, который приносит миллионы прибыли.

Сейчас в Москве 5,5 тыс. легальных частных маршруток и столько же государственных автобусов Мосгортранса. Они перевозят ежедневно до 1,5 млн пассажиров. Минимальная цена за проезд начинается от 25 рублей, а ежедневный оборот перевозок составляет не менее 375 млн рублей.

Кроме них, по данным Московского транспортного союза, , а также не следят за техническим состоянием своего автопарка. Без лицензии они не платят налоги, могут не соблюдать Трудовой кодекс и не проводить предрейсовый медицинский и технический осмотры. Без лицензии её нельзя лишиться, и максимум, что можно получить, – несущественный для компании штраф.

По теме

Специалисты, впрочем, в проблеме обвиняют милицию, которая не принимает особых мер для борьбы с нелегалами. Столичные автоинспекторы могут выявить таковых и без специальных рейдов. Как правило, это старые на вид «Газели» с дополнительно установленными креслами для пассажиров, без ремней безопасности. В то же время сейчас легальные перевозчики пересели на иностранные микроавтобусы. Однако, как заявляют некоторые эксперты, в ГАИ часто закрывают глаза на работу таких компаний из-за коррупции.

Ещё одна причина обилия нелегальных маршрутов – проваленная программа развития московского пассажирского автотранспорта. Перевозчики создают новые маршруты, которые удобны пассажирам, иначе их услуги не пользовались бы спросом. Значит, на таких маршрутах просто нет легальных перевозчиков. Например, в период с 2007 по 2009 год из столичного бюджета выделялись средства на строительство троллейбусного парка в Митине, однако он до сих пор не построен.

Не работает в большинстве случаев и выделенная полоса для движения пассажирского автотранспорта. Она появилась только на некоторых участках московских дорог (первая – на Волоколамском шоссе) и в идеале должна давать автобусам и маршруткам проезд без пробок. Но и там, где полоса есть, она часто используется обычными водителями. Больше того, из обещанных 10 полос для общественного транспорта работы ведутся только по 3.

Впрочем, если в Москве даже нелегалы из-за высокой стоимости проезда могут поддерживать автопарк в более или менее нормальном состоянии, то в регионах, где плата за проезд едва превышает 10 рублей, людей перевозят на совсем гнилых машинах. И это резко влияет на безопасность на дороге, а тысячи человек ежедневно подвергают свою жизнь повышенной опасности.

За первую половину 2010 года из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств юридических лиц произошло почти 5 тыс. ДТП, в которых 579 человек погибли и 6,5 тыс. получили ранения. Сколько из них стали жертвами нелегальных перевозок – в ГИБДД не считают.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.07.2010 11:54
Комментарии 0
Наверх