Версия // Колумнисты // «Юанизация» как вид «дедолларизации» в ущерб «рублизации»?

«Юанизация» как вид «дедолларизации» в ущерб «рублизации»?

18729
Марк Гойхман, экономист
В разделе

Новый мощный тренд на финансовом рынке – облигации в юанях. Необходимость, плюсы и минусы явления. Что приобретает и что упускает экономика и бизнес, идя «в юань»?

Каждую неделю финансовый рынок приносит известия о привлечении юаней в долг по новым облигациям российских компаний. 9 сентября 2022 года ХК «Металлоинвест» начал собирать заявки инвесторов на два выпуска облигаций в юанях по одному миллиарду юаней каждый со сроками обращения 2 года и 5 лет. 13 сентября подобные заявки планирует собрать «Роснефть». Рассматривает такую перспективу и лесопромышленный холдинг «Сегежа». В последнее время такие долговые бумаги успешно размещали «Русал», «Полюс». И даже Минфин рассматривает выход на рынок с государственными бондами в китайской валюте.

Это привлекает покупателей активов и становится заметным трендом в ответ на практическую невозможность использования заимствований в твёрдых валютах из-за санкций. Альтернатива евробондам, которые уже нельзя разместить теперь.

Что ж, несомненные плюсы есть в такой тенденции. Ставки примерно 4%. Для экономики – развитие фондового рынка, финансирования бизнеса, вовлечение в него средств массовых инвесторов. Для них – вполне неплохая доходность по достаточно надёжным валютным инструментам. Для эмитентов – привлечение в 2-3 раза дешевле, чем по рублёвым бумагам. В целом – сближение с валютой перспективного торгово-финансового партнёра. Компании, привлекающие юани, имеют широкую внешнеторговую деятельность и могут использовать их напрямую в своей работе.

Всё неплохо и полезно, но есть некое подспудное ощущение, что не вполне так предполагалась задача «ухода от доллара». В экономике «дедолларизация» выливается в «юанизацию» вместо «рублизации». И во многом вместо импортозамещения – в «китаизацию».

Вследствие ухода многих компаний «недружественных стран» с российского рынка и поставок из-за рубежа образуется немало перспективных «ниш» для отечественного бизнеса. Однако, компаниям гораздо легче вместо развития «отечественного производителя» закупать многое из того, что в принципе теперь, с уменьшением западной конкуренции, могло бы выпускаться в России. И вместо ориентирования на внутренний рынок в продажах, при первой возможности «гонят» за рубеж и свою продукцию. Так выгоднее.

В результате экспорт наших ресурсов в тот же Китай по ценам с большим дисконтом к мировым даёт , в частности, бизнесу Поднебесной при поддержке их государства выпускать продукцию и поставлять в нашу страну дешевле, чем было бы внутреннее производство у нас. И российские компании предпочитают покупать импортное за юани, чем отечественное за рубли. Что подрывает возможности и производства «отечественного», зачастую делает его менее конкурентоспособным.

В июле 2022 года импорт из Китая в Россию увеличился до 6,8 млрд долларов США с 5 млрд долларов в июне, по данным таможенной службы Китая. На 36% только за месяц. В августе 2022 г. такие поставки достигли почти 8 млрд дол., то есть выросли ещё на 18% по сравнению с предыдущим месяцем, по информации, приводимой РБК.

Основная доля их относится к следующим группам номенклатуры продукции: оборудование, механические устройства, электрические машины, электрооборудование, химическая продукция.

Конечно, это неплохо на фоне риска нехватки товаров. И «юанизация» заимствований – одно из проявлений данных процессов. Но всё же хотелось бы, чтобы они были в большей степени не вместо, а вместе с развитием российского бизнеса и ориентированием его на внутренний рынок в закупках и продажах.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.09.2022 17:06
Комментарии 0
Наверх