Версия // Культура // Выставка, посвященная искусству Иеронима Босха, проходит до 01.09.2016 в художественном центре Artplay

Выставка, посвященная искусству Иеронима Босха, проходит до 01.09.2016 в художественном центре Artplay

3543

Невыносимая легкость бытия

Босх-ожившие видения. Artplay. 2016 год
В разделе

2016 год объявлен в Европе годом Иеронима Босха, так как в этом году исполняется 500 лет со дня смерти художника. Одним из главных мероприятий, посвященных году Босха в России стала мультимедийная выставка «БОСХ. Ожившие видения».

Самый загадочный художник эпохи Возрождения, сюрреалист и «почетный профессор кошмаров»! Как только не именовали знаменитого голландского живописца. Историк и теоретик искусства Эрвин Панофский (1892-1962) отмечал, что «иконография Босха – одинокий и недоступный остров в потоке раннеголландского искусства. Настоящий секрет его великолепных ужасов и снов еще предстоит раскрыть. Мы пробили несколько отверстий запретной двери тайной комнаты его сознания, но так и не нашли ключ к разгадке этой тайны…».

Странные, непонятные, пугающие — эпитеты чаще других, применяемые к произведениям Босха. Все суеверия и страхи, терзавшие средневекового человека, обрели в них плоть. Некоторые утверждают, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов, колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком.

О самой выставке скажем, что она разделена на несколько частей. В ее аванзале создатели постарались собрать всю имеющуюся информацию о жизни и творчестве Босха, включая самые невероятные версии.Там же на стенах расположились в виде вытянутых прямоугольных картинок исторические факты о людях и событиях, произошедших во времена жизни художника.

Мультимедийная часть — это настоящий карнавал ужасных и одновременно притягательных образов живописца. В просторном квадратном зале разместилось несколько больших экранов, на которые с помощью проекторов в течение 30 минут непрерывно транслировались разнообразные двигающиеся коллажи с «ожившими» (благодаря компьютерным технологиям) персонажами из картин Босха, сопровождаемые специально подобранным музыкальными треками (атмосферная электроника, эмбиент, грегорианские хоралы и так далее). Потом все повторялось. Для удобства зрителей в зале стояли пуфики, сидя (или лежа) на которых, вы могли созерцать с разных сторон оттенки творчества Босха.

Выставка дополнена организаторами работами и арт-объектами современных российских молодых художников, использующих в своем творчестве стилистику голландского живописца. О ней мы расскажем отдельно. Пока предложим вашему вниманию другие цитаты о Босхе, например, от Мартина Грегори, автора книги «Босх», который пишет о том, что

«живопись Босха – пророческая. Воображение – фантастическое. Картины Ада, написанные им, по существу, страницы Апокалипсиса» и Карела ванн Мандера – автора «Жизни замечатльных нидерландских и немецких живописцев»: «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!».

Выставка, безусловно, впечатляет! Она небольшая, всего четыре-пять больших комнат. Но ее суть - не в размерах. А в том, что можно бесконечно ощущать невыносимую легкость бытия, рассматривая этот фантасмагоричный мир пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудищ, в которых, по словам историка искусства Льва Любимова «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной».

Фото - автора

Выражаем признательность за предоставленную аккредитацию Екатерине Кунгуровой

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.08.2016 12:00
Комментарии 0
Наверх