Соединенные Штаты и Китай приблизились к опасной черте прямого военного противостояния, и об этом, в том числе, свидетельствуют участившиеся случаи опасного сближения и перехватов самолетов. двух держав.
В своей колонке для The New York Times экс-начальник штаба Пентагона Эрик Розенбах и научный сотрудник Гарвардской школы Кеннеди Крис Ли считают, что риск эскалации одного из таких инцидентов до полноценного конфликта достиг исторического максимума.
Колумнисты обращают внимание на отсутствие надежных каналов экстренной связи между военными ведомствами США и Китая, которые могли бы предотвратить непреднамеренный кризис. В отличие от времен холодной войны, когда существовали отработанные механизмы взаимодействия между Вашингтоном и Москвой, современная система коммуникаций между американскими и китайскими военными практически не развита.
Авторы напоминают об инциденте 2001 года: тогда столкновение американского самолета-разведчика с китайским истребителем привело к гибели китайского пилота и пленению экипажа США после вынужденной посадки на острове Хайнань. Для разрешения кризиса потребовалось десять дней, но сегодня, по мнению Розенбаха и Ли, повторение подобного сценария маловероятно. Китай стал значительно более уверенным в своих силах, а напряженность в отношениях с США достигла критического уровня.
Как констатируют эксперты, существующие военные контакты между странами носят ограниченный характер и не привели к созданию эффективных механизмов предотвращения конфликтов. Они призвали администрацию президента Дональда Трампа наладить систему регулярных и постоянных коммуникаций в режиме реального времени, которая может стать решающим фактором в вопросе войны и мира.
Напомним, что сентябре 2024 года начальник штаба военно-морских операций США Лиза Франкетти представила план повышения боеготовности флота к потенциальному конфликту с Китаем к 2027 году. Документ включает меры по устранению задержек в обслуживании кораблей, развитию робототехники, созданию новых командных центров и модернизации военной инфраструктуры.




