Версия // Общество // В 1931 году Уилкинс попытался достичь Северного полюса на подводной лодке под водой

В 1931 году Уилкинс попытался достичь Северного полюса на подводной лодке под водой

3098

Несостоявшаяся экспедиция

2
В разделе

В первой половине ХХ века единственными непокоренными местами на планете были Северный и Южный полюса. Полярные исследователи из Норвегии, Великобритании, России, а потом СССР, Италии, Германии, Австралии всеми возможными способами на кораблях, собачьих упряжках, самолетах и дирижаблях стремились покорить последние «белые пятна» планеты.

В этой статье мы расскажем о самом экзотичном для 30-х годов ХХ века способе достичь Северного полюса – подо льдом на дизель-электрической подводной лодке. И пусть эта экспедиция не достигла успеха – она подтвердила энтузиазм первопроходцев Арктики.

Подводная лодка «Наутилус»

Первые подводные лодки появились на рубеже XIX –XX веков. Но настоящими боевыми кораблями они стали во время Первой мировой войны. 16 подводных лодок типа О были введены в состав ВМФ США в самом конце Первой мировой войны, поэтому в боевых действиях они участия не принимали. Но лодки были вполне боеспособными и мореходными. В боевом составе флота они оставались до конца 20-х годов, а после этого их перевели в ранг учебных подводных лодок. Подводное водоизмещение лодки составляло 630 тонн.

Одна из подводных лодок этого типа О-12 SS-73 была заложена в 1916 году и вступила в строй в 1918 году. Большую часть своей недолгой службы в составе ВМФ США О-12 прослужила в Первой дивизии подводных лодок, прикрывавшей Панамский канал. Базировалась лодка в Коко-Соло – специально построенной базе для подводных лодок в зоне Панамского канала. Но уже в 1924 году – через пять с половиной лет службы - О-12 была выведена из боевого состава флота, и передана военной верфи в Филадельфии на ответственное хранение. Американский флот после окончания Первой мировой войны был явно избыточен по составу практически во всех классах боевых кораблей и вспомогательных судов, поэтому многие боевые единицы после постройки переводились в резерв или исключались из боевого состава флота. В 1930 году подводная лодка была неожиданно сдана в аренду (!) для похода на Северный полюс.

Подготовка к экспедиции

Австралиец сэр Джордж Хьюберт Уилкинс (1888–1958) был очень разносторонней личностью. Он относился к сланной когорте полярных исследователей начала ХХ века. Кроме того, сэр Джордж был опытным путешественником, лётчиком, фотографом и писателем. Мечтой Уилкинса была идея подледных экспедиций на подводной лодке в Арктике. Он разработал детальный план экспедиции на Северный полюс со всплытием в географической точке Северного полюса. С точки зрения сегодняшнего дня, конечно понятно, что идея была полностью фантастической. В начале 30-х годов ХХ века у человечества просто не было технических средств для достижения Северного полюса под водой. Но полярные исследователи начала ХХ века были энтузиастами, и искренне верили, что они смогут преодолеть все трудности ради достижения своей цели – покорения Северного и Южного полюсов планеты. Уилкинс смог увлечь свой идеей американского миллионера Линкольна Эллсуорта, который согласился финансировать экспедицию. По замыслу организаторов, экспедиция должна была решить две задачи. Во-первых, пройти под водой через точку Северного полюса с возможным всплытием, а, во-вторых, проводить замеры и научные эксперименты по маршруту следования в надводном, подводном положении субмарины и на льду. Конечной точкой маршрута должна была стать Аляска.

По теме

Уилкинс заключил договор с одной из компаний из штата Коннектикут. Эта компания взяла у Совета по судоходству США в пятилетнюю аренду подводную лодку О-12 с обязательством подготовить её к арктической экспедиции. Сэр Джордж был гражданином Австралии и взять в аренду подводную лодку в США не мог. К тому времени был заключен первый международный договор об ограничении вооружений – Лондонский морской договор – по которому не включенные в этот договор боевые корабли подлежали утилизации. Военные установили стоимость аренды в один доллар США в год, правда, при этом взяли в залог в 20 000$.

Командиром подводной лодки был назначен лейтенант-коммандер в отставке Слоун Даненхауер, сын Джона Уилсона Даненхауэра – участника знаменитой арктической экспедиции 1879 года на парусно-паровом барке «Жаннетт» USS «Jeannette».

О подготовке экспедиции было объявлено в прессе. Было подано 2 000 заявлений от желающих участвовать в экспедиции, но экипаж лодки состоял из 15 человек.

Уилкинс понимал, боевая лодка не сможет выполнить экспедиционные задачи. Поэтому О-12 была поставлена на переоборудование и модернизацию. Модернизация была одной из самых затратных статей расходов – на неё ушло 250 000$. Кроме переборки дизелей и электродвигателей, были заменены аккумуляторные батареи на новые, с большей ёмкостью. Дополнительно на лодку были установлены гирокомпас, эхолот (очень редкий в то время прибор) и лебедка для гидрологических исследований. Большие изменения произошли с корпусом лодки. Ограждение рубки было срезано на половину высоты. На лодке был заменен перископ. Новый перископ мог полностью убираться в рубку. На боевых лодках часть перископа в убранном положении выступала за габариты рубки. Полностью убираемый перископ был необходим в условиях плавания подо льдом. В корпусе лодки был выделен отсек, в котором вырезали иллюминаторы для наблюдателей – научных работников, участвующих в экспедиции. Носовую часть лодки усилили стальными листами. На палубе рубки установили специальный ледовый бур для просверливания отверстий для выхода людей на лед и для выдвижной трубы для вывода отработанных газов дизельных двигателей. В корпусе лодки смонтировали шлюзовую камеру для выхода водолазов из субмарины в воду. Носовой торпедный отсек был полностью переделан. Торпедные аппараты были демонтированы, а на их место установлена научная аппаратура для использования ее за бортом лодки. Схема работы этих приборов была уникальной. Водонепроницаемая дверь во второй отсек закрывалась, давление в первом отсеке и забортное уравнивалось. После этого открывался люк в прочном корпусе, и в море спускались научные приборы.

24 марта 1931 года субмарину торжественно переименовали в «Наутилус» SS «Nautilus». В то время в США «сухой закон» был в самом разгаре, поэтому обряд крещения проводился не традиционной бутылкой шампанского, а с помощью ведерка с кубиками льда. На этой церемонии присутствовал Жан-Жюль Верн – внук знаменитого писателя.

Перед выходом в море лодка прошла необходимые испытания, включая погружение на глубину 90 футов – около 27 метров. Эти же испытания показали, что ледовый бур не эффективен, но, несмотря на этот факт, лодка ушла с верфи.

Переход в Европу

4 июня 1931 года «Наутилус» вышел из Провинстауна и взял курс на Европейский континент. К моменту выхода отставание от графика составляло два месяца. Первоначально предусматривалась встреча на Северном полюсе «Наутилуса» и немецкого дирижабля «Граф Цеппелин», но от неё пришлось отказаться. Во время перехода через Атлантику «Наутилус» попал в жестокий шторм. 13 июня вышел из строя дизельный двигатель левого борта, на следующий день – дизельный двигатель правого борта. Экипаж мог рассчитывать только на электромоторы, но зарядка аккумуляторов была не бесконечной. «Наутилус» подал сигнал SOS. На него откликнулся американский линейный корабль «Вайоминг» USS «Wyoming» BB-32. Он совершал учебный поход с курсантами военно-морских училищ на борту. Линкор взял субмарину на буксир и привел её 22 июня в порт Ков в Ирландии. Затем буксирами её довели до Девонпорта в Великобритании, где лодку поставили в сухой док. Ремонт продлился месяц, хотя планировали все сделать за неделю. 15 июля на «Наутилусе» побывал Принц Уэльский.

По теме

Наконец, 1 августа субмарина зашла в норвежскую военно-морскую базу Маринхольмен в Бергене. Там к экипажу присоединился научный руководитель экспедиции, знаменитый полярный исследователь Харальд Свердруп и два его помощника – англичанин Флойд Сауль и немец Бернард Виллингер. 5 августа, при выходе из Бергена на борту находилось 22 человека. Интересный момент – при формировании экспедиции коком на лодку был взят американец. Но он был очень большим и толстым человеком, и пролезал в узкие люки подводной лодки с трудом. В Бергене его пришлось заменить. В команду взяли кока норвежца. 15 августа 1931 года «Наутилус» достиг Ис-фьорда на Шпицбергене. В фьорде оба дизельных двигателя снова отказали, и до Лонгйира лодка дошла на электромоторах.

Неожиданный финал экспедиции

В Лонгйире лодку отремонтировали, и 18 августа «Наутилус» покинул Шпицберген. Лодка вошла в разреженные льды, и была вынуждена остановиться. Именно на этом этапе экспедиции стало ясно, что подводные лодки того времени совершенно не приспособлены для исследования Арктики. Теплоизоляция корпуса была явно недостаточна, обогревателей внутри лодки не хватало. Для службы в зоне Панамского канала внутри лодки были вполне комфортные условия, но в Арктике система пресной воды просто замерзла, и экипаж остался без питьевой воды. Кроме этого образовалась небольшая течь внутри корпуса лодки. Ведомый волею Уилкинса, «Наутилус» медленно шел на север, и 28 августа достиг 81 градуса 59 минут северной широты. Это самая северная точка, которую достигало судно, двигающееся своим ходом (не дрейфуя во льдах) из Шпицбергена. Это было первое, и, к сожалению, единственное достижение экспедиции. При подготовке к погружению обнаружили отсутствие обоих горизонтальных рулей подводной лодки. Без них лодка не может управляться на глубине. Умлкинс был уверен в саботаже экипажа. Он утверждал, что кто-то из команды специально демонтировал рули, чтобы прекратить экспедицию. Хотя вполне вероятно, что их просто вырвало из креплений, когда «Наутилус» преодолевал льды. На остатках энтузиазма, с помощью созданного дифферента на нос лодку загнали под лед, но при этом повредили антенны, ремонт которых занял несколько дней.

Уилкинс был опытным исследователем и быстро понял опасность экспедиции на субмарине без горизонтальных рулей. «Наутилус» возвратился в Лонгйир. Научная часть экспедиции на норвежском пароходе «Ингер Элизабет» SS «Inger Elisabeth» отплыла в Берген.

Первоначально планировалось возвращение «Наутилуса» в США через Исландию и Ньюфаундленд, но потом от этой идеи отказались. После ремонта двигателей «Наутилус» тоже отправился в Берген, куда прибыл 20 сентября.

Заключение

21 сентября экипаж лодки был распущен, при этом людям заплатили не всю обещанную сумму. Уилкинс понял, что на подводных лодках того времени подледную арктическую экспедицию совершить невозможно. Так как лодка не могла быть возвращена правительству США – перегон «Наутилуса» в Америку был признан нецелесообразным – 20 ноября её отбуксировали в Бюфъорд и затопили в нем на глубине 347 метров. Так завершилась эта необычная экспедиция.

В 1954 году в США была введена в строй первая в мире атомная подводная лодка USS «Nautilus» SSN-571. В 1958 году «Наутилус», пройдя в подводном положении подо льдами, достиг точки Северного полюса, став первой подводной лодкой, достигшей Северного полюса под водой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.05.2021 10:45
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх