В наши дни происходит слом мирового порядка. Как водится, при глобальных изменениях в истории международное право не является аргументом в отношениях между странами. Вначале речь шла о произвольном толковании норм международного права. В последние две недели можно наблюдать следующий этап – игнорирование договоров, подписанных не просто между двумя государствами, но и между объединениями и группами стран.
Сначала Литва объявила транспортную блокаду Калининградской области, хотя беспрепятственное сообщение гарантировалось соглашением между Евросоюзом и Россией. На прошлой неделе Норвегия фактически объявила аналогичную блокаду российских шахтеров в Баренцбурге, хотя по международному договору от 1920 года на Шпицбергене разрешена хозяйственная деятельность по добыче угля для всех стран. В этой статье мы рассмотрим историю конфликтных ситуаций вокруг Калининградской области и архипелага Шпицберген.
Западный фланг
Способ достижения главной цели США по отношении к России – это втягивание её в череду конфликтов, диапазон которых от санкций и экономических войн до ведения полноценных боевых действий. Так как политика коллективного Запада по отношению к России озвучена – это долгосрочная война на истощение – то количество конфликтов на границах России должно постоянно расти. После Украины второй шаг сделала Литва, объявив блокаду перевозок многих категорий грузов из России в Калининградскую область и обратно. Понятно, что Литве после демарша в отношении Китая и его ответных мер терять уже нечего, тем более, что руководство прибалтийской республики, как и Зеленский, с большим энтузиазмом нарывается на неприятные ответные меры России. Тут интересно другое. При вступлении Литвы в Европейский союз, последний дал юридические гарантии обеспечения транзита в российский анклав. То есть член Евросоюза предпринимает действия, нарушающие договоры, подписанные от лица объединенной Европы. Демарш Литвы – это первый случай, когда коллективный Запад пошёл на невыполнение основополагающих договоров, которые сам и подписал. До этого все ситуации были, с юридической точки зрения, на грани «фола», когда использовались трактования законов в выгодном для себя ключе. При этом, всё-таки, ссылались на законы. В июне, без отзыва своей подписи, международное соглашение просто игнорировали.
После бурной реакции Москвы в Европе, как водится, «включили дурочку». Литва заявляла, что выполняет санкции ЕС, Брюссель отвечал, что в санкциях запрета на транзит нет, это литовское прочтение санкционных документов.
Необходимо было что-то предпринимать. Ответные меры России могут опираться на два юридических момента. Во-первых, коль скоро не выполняется соглашение между ЕС и Россией о вхождении Литвы в Евросоюз, Россия может отозвать свою подпись под ним, тем самым не признавая Литву частью объединенной Европы. Это, так сказать, дипломатическое измерение. Во-вторых, военное измерение, - это международно-признанное право любой станы в критической ситуации пробить коридор для снабжения своего анклава. Вопрос лишь в том, что Литва – член НАТО. Натовцы давно обсуждают проблему «Сува́лкского коридора» - 100 километрового участка, который соединяет Калининградскую область и Белоруссию. Россия может занять этот коридор за несколько суток – никаких укреплений там нет. В альянсе это признают. Как отнесется руководство НАТО к подобным действиям России, если член НАТО объявил блокаду Калининграда, – вопрос открытый.
Представители российского посольства в Индонезии сообщили, что власти страны согласились открыть консульство для россиян на острове Бали, пользующемся высокой популярностью у туристов.
4 июля губернатор Калининградской области Антон Алиханов направил в Администрацию президента свои предложения по реакции России на этот демарш. Как пояснил сам губернатор, он внес несколько предложений – от экономических до силовых. Какое решение в конечном итоге примет Москва – покажет время. Пока можно констатировать три ответных шага. Во-первых, на мысе Таран демонстративно развернут дивизион береговых ракетных комплексов «Бастион» с противокорабельными ракетами П-800 «Оникс»/»Яхонт». Дальность стрельбы «Бастиона» составляет около 400 км, что полностью перекрывает Балтийское море до берегов Швеции. Кроме этого, было объявлено о принятии этой осенью на вооружение новой тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Эти два события повлияли на позицию Евросоюза, а «особенно Германии. Там стали готовить письменные разъяснения для Литвы по поводу снятия блокады области. Но маленькая прибалтийская республика не хочет снимать блокаду, заявляя, что её отмена, на которой настаивает Германия, – это поражение Европы и победа Путина. Судя по всему, тылы у неё прикрыты плотно. Как будут развиваться события – покажет время.
Третьим шагом стал перенос всего грузопотока на морской транспорт. Так получилось, что несколько лет назад было принято решение о замене старых железнодорожных паромов на современные. Таким образом, сегодня железнодорожную переправу обслуживают два старых парома финской постройки «Балтийск» и «Амбал», а также новый паром проекта CNF-19M «Маршал Рокоссовский». Второй новый паром «Генерал Черниховский» встанет на линию через несколько месяцев. Оператором железнодорожных паромов является «Оборонлогистика» - структура Министерства обороны. Оперативно к снабжению региона были подключены и другие торговые суда – ролкеры и универсальные сухогрузы. К работе на линии Усть-Луга – Калининград был привлечен сухогруз Северного морского пароходства (Архангельск) «Холмогоры». Сейчас он совершает один рейс в неделю с грузом металла и цемента. Как заявили представители Северного морского пароходства, в случае необходимости частота рейсов «Холмогор» может быть увеличена, и на маршрут можно поставить еще несколько торговых судов пароходства. В случае, если Литва прервет и пассажирское сообщение, на линию будет поставлен пассажирский паром. Вариантов тут два. Паром «Принцесса Анастасия», сегодня работает как плавобщежитие для рабочих на строительстве верфи в Мурманске. Правда, паром принадлежит компании MOBY SPL – это совместная компания итальянского паромного оператора «Moby S.p.A» и российской ST. PETER LINE. При использовании этого парома на линии Санкт-Петербург – Калининград могут возникнуть сложности. Второй вариант предусматривает быструю покупку подходящего парома, вероятно, в странах Юго-Восточной Азии.
Для снабжения региона газом предусмотрена резервная схема. На случай перекрытия трубопроводного газа был перестроен танкер СПГ в плавучую регазификационную установку. Новое судно получило название «Маршал Василевский». На терминале завода «Криогаз-Высоцк» «Маршал Василевский» загружается СПГ и доставляет его на специальный терминал в Калининградской области. На судне газ из сжиженного переводят в обычное состояние и передают в сети области.
При отсутствии морской блокады области (а это открытое объявление войны России), регион вполне может поддерживать товарооборот с остальной Россией.
Северный фланг
Как мы говорили выше, количество конфликтных зон по периметру России, с точки зрения Запада, должно постоянно увеличиваться. Третьей зоной конфликта стала Норвегия. В целом, сценарий на севере повторяет западный вариант.
Советско-норвежские и российско-норвежские отношения всегда характеризовались двумя взаимоисключающими состояниями – предельно жёстким противостоянием и мирным сосуществованием после него. Первый кризис произошел в 20-х – 30-х годах ХХ века, когда норвежские рыбаки и зверобои ловили рыбу и били морского зверя в территориальных водах СССР, иногда прямо на советском побережье. Пограничные корабли тех времен – вооруженные паровые траулеры и парусно-моторные суда – ничего не могли сделать с браконьерами. Во-первых, их было много, а, во-вторых, их прикрывал норвежский военно-морской флот, включая самые большие норвежские корабли – броненосцы береговой обороны. Все закончилось в 1933 году с созданием Северного флота СССР. По построенному Беломорско-Балтийскому каналу из Балтики были переведены надводные корабли и подводные лодки. Во время очередного выхода норвежских броненосцев к советским берегам им навстречу вышли эсминцы «новики» - корабли, способные потопить норвежские броненосцы. Увидев противника, норвежцы повернули назад. Больше силовой поддержки своим браконьерам норвежский ВМФ не оказывал, и проблема незаконной рыбной ловли и добычи морского зверя была решена. Аналогичная ситуация сложилась и в 80-е годы ХХ века – «нулевые» годы XXI века. Тогда Норвегия ввела строгие правила добычи рыбы в своей экономической зоне. Траулеры-нарушители арестовывались и штрафовались десятками в год, кстати, не только российские, но и из Европы. Только после переговоров на высшем уровне проблема была решена. Об этих событиях смотри статьи «Грумант – русская норвежская земля» и «Побег капитана Яранцева». Противостояние продолжалось. В 2017 году Россия закрыла для норвежских научно-исследовательских судов – НИС – акваторию Баренцева моря. Шум в норвежской прессе поднялся вселенский. Правда, никто не упомянул, что годом ранее, в 2016 году, по требованию Министерства обороны Норвегии, из норвежской экономической зоны были выдворены российские НИСы. Самое интересное, что НИСы под российским флагом прибыли в экономическую зону Норвегии не просто так, а в соответствии с межправительственным соглашением. Именно тогда, в 2017 году, Министр обороны Норвегии Инн Эриксена Сёрейде заявила: «Нет обратной дороги к нормальности или частичного возвращения к нормальной работе с Россией». Так что решение Правительство Норвегии отнюдь не спонтанное.
Владельцам замороженных британскими властями активов могут разрешить тратить средства на восстановление разрушений на Украине. Соответствующий законопроект подготовлен британским правительством.
Что же произошло на северном фланге? Сценарий тот же, что и в Балтийском море.
Конфликт на Шпицбергене и его корни
До начала ХХ века на архипелаг ходили русские поморы (у них он назывался Грумант), норвежцы (они его называли Свальбард), англичане и немцы. До 1920 года это была ничейная земля. 9 февраля в Париже был подписан Шпицбергенский трактат, который определял международно-правовой статус архипелага. Согласно трактату, Норвегия получила суверенитет над архипелагом, а государствам-участникам договора предоставлялось право на, выражаясь современным языком, хозяйственную деятельность на Шпицбергене. Оригинал документа хранится в месте подписания – в Париже. Советский Союз присоединился к Шпицбергенскому трактату в 1935 году. Дело в том, что Шпицберген богат запасами угля, и советский трест «Арктикуголь» осуществляет добычу угля на архипелаге. В 1947 году норвежский парламент принял резолюцию, в которой говорится, что СССР и Норвегия имеют особые экономические интересы на архипелаге.
Всего Шпицбергенский трактат подписали более 50 государств, в том числе США, Великобритания, Франция. Германия. Начиная с середины 30-х годов, только Норвегия и СССР работали на Шпицбергене. Столицей архипелага является норвежский город Лонгйир (там же находится порт и аэропорт). Советские, а потом российские шахтеры проживают в поселках Баренцбург и Пирамида.
Шпицберген занимает стратегическое место в Арктике. Судя по материалам в интернете, в советских поселках работали пункты радиоразведки Северного флота, и норвежцы об этом знали. После развала СССР права Советского Союза на архипелаге перешли к России. Наши шахтеры добывали поистине золотой по стоимости уголь, но не уходили со Шпицбергена, чтобы не потерять контроль над этой стратегической точкой.
В наши дни логистика снабжения шахтеров Баренцбурга следующая. Грузы из Мурманска на фурах через КПП «Стурскут» доставляются в порт Тромсё, а далее – в Баренцбург, где сегодня проживает около 500 человек. 28 июня норвежская сторона запретила движение грузов через этот КПП. МИД Норвегии подтвердил запрет, ссылаясь на санкции.
Повторилась история с Литвой и Калининградской областью. Внутренние грузы России блокируются. В Совете Федерации заявили, что этот демарш ставит под вопрос суверенитет Норвегии над архипелагом. Отличие от ситуации с Балтикой в цене вопроса. НАТО явно «положило глаз» на Шпицберген – базы на архипелаге позволяют контролировать западную оконечность Северного морского пути, что в будущей битве за Арктику весомый козырь. Но и Россия имеет юридическое право создать в Баренцбурге и Пирамиде свои военные объекты.
5 июля Председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил рассмотреть вопрос о денонсации договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом Океане. Тогда Россия уступила Норвегии 175 тысяч квадратных километров акватории Баренцева моря, чтобы урегулировать вопросы добычи рыбы и морепродуктов.
Арктика становится регионом, где отказываются от международных договоров.