Версия // Общество // Власти Норвегии блокируют поставки продовольствия россиянам на Шпицбергене

Власти Норвегии блокируют поставки продовольствия россиянам на Шпицбергене

1575

Давление продолжается

Власти Норвегии блокируют поставки продовольствия россиянам на Шпицбергене
(фото: wikipedia/Ttracy)
В разделе

В наши дни происходит слом мирового порядка. Как водится, при глобальных изменениях в истории международное право не является аргументом в отношениях между странами. Вначале речь шла о произвольном толковании норм международного права. В последние две недели можно наблюдать следующий этап – игнорирование договоров, подписанных не просто между двумя государствами, но и между объединениями и группами стран.

Сначала Литва объявила транспортную блокаду Калининградской области, хотя беспрепятственное сообщение гарантировалось соглашением между Евросоюзом и Россией. На прошлой неделе Норвегия фактически объявила аналогичную блокаду российских шахтеров в Баренцбурге, хотя по международному договору от 1920 года на Шпицбергене разрешена хозяйственная деятельность по добыче угля для всех стран. В этой статье мы рассмотрим историю конфликтных ситуаций вокруг Калининградской области и архипелага Шпицберген.

Западный фланг

Способ достижения главной цели США по отношении к России – это втягивание её в череду конфликтов, диапазон которых от санкций и экономических войн до ведения полноценных боевых действий. Так как политика коллективного Запада по отношению к России озвучена – это долгосрочная война на истощение – то количество конфликтов на границах России должно постоянно расти. После Украины второй шаг сделала Литва, объявив блокаду перевозок многих категорий грузов из России в Калининградскую область и обратно. Понятно, что Литве после демарша в отношении Китая и его ответных мер терять уже нечего, тем более, что руководство прибалтийской республики, как и Зеленский, с большим энтузиазмом нарывается на неприятные ответные меры России. Тут интересно другое. При вступлении Литвы в Европейский союз, последний дал юридические гарантии обеспечения транзита в российский анклав. То есть член Евросоюза предпринимает действия, нарушающие договоры, подписанные от лица объединенной Европы. Демарш Литвы – это первый случай, когда коллективный Запад пошёл на невыполнение основополагающих договоров, которые сам и подписал. До этого все ситуации были, с юридической точки зрения, на грани «фола», когда использовались трактования законов в выгодном для себя ключе. При этом, всё-таки, ссылались на законы. В июне, без отзыва своей подписи, международное соглашение просто игнорировали.

После бурной реакции Москвы в Европе, как водится, «включили дурочку». Литва заявляла, что выполняет санкции ЕС, Брюссель отвечал, что в санкциях запрета на транзит нет, это литовское прочтение санкционных документов.

Необходимо было что-то предпринимать. Ответные меры России могут опираться на два юридических момента. Во-первых, коль скоро не выполняется соглашение между ЕС и Россией о вхождении Литвы в Евросоюз, Россия может отозвать свою подпись под ним, тем самым не признавая Литву частью объединенной Европы. Это, так сказать, дипломатическое измерение. Во-вторых, военное измерение, - это международно-признанное право любой станы в критической ситуации пробить коридор для снабжения своего анклава. Вопрос лишь в том, что Литва – член НАТО. Натовцы давно обсуждают проблему «Сува́лкского коридора» - 100 километрового участка, который соединяет Калининградскую область и Белоруссию. Россия может занять этот коридор за несколько суток – никаких укреплений там нет. В альянсе это признают. Как отнесется руководство НАТО к подобным действиям России, если член НАТО объявил блокаду Калининграда, – вопрос открытый.

По теме

4 июля губернатор Калининградской области Антон Алиханов направил в Администрацию президента свои предложения по реакции России на этот демарш. Как пояснил сам губернатор, он внес несколько предложений – от экономических до силовых. Какое решение в конечном итоге примет Москва – покажет время. Пока можно констатировать три ответных шага. Во-первых, на мысе Таран демонстративно развернут дивизион береговых ракетных комплексов «Бастион» с противокорабельными ракетами П-800 «Оникс»/»Яхонт». Дальность стрельбы «Бастиона» составляет около 400 км, что полностью перекрывает Балтийское море до берегов Швеции. Кроме этого, было объявлено о принятии этой осенью на вооружение новой тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Эти два события повлияли на позицию Евросоюза, а «особенно Германии. Там стали готовить письменные разъяснения для Литвы по поводу снятия блокады области. Но маленькая прибалтийская республика не хочет снимать блокаду, заявляя, что её отмена, на которой настаивает Германия, – это поражение Европы и победа Путина. Судя по всему, тылы у неё прикрыты плотно. Как будут развиваться события – покажет время.

Третьим шагом стал перенос всего грузопотока на морской транспорт. Так получилось, что несколько лет назад было принято решение о замене старых железнодорожных паромов на современные. Таким образом, сегодня железнодорожную переправу обслуживают два старых парома финской постройки «Балтийск» и «Амбал», а также новый паром проекта CNF-19M «Маршал Рокоссовский». Второй новый паром «Генерал Черниховский» встанет на линию через несколько месяцев. Оператором железнодорожных паромов является «Оборонлогистика» - структура Министерства обороны. Оперативно к снабжению региона были подключены и другие торговые суда – ролкеры и универсальные сухогрузы. К работе на линии Усть-Луга – Калининград был привлечен сухогруз Северного морского пароходства (Архангельск) «Холмогоры». Сейчас он совершает один рейс в неделю с грузом металла и цемента. Как заявили представители Северного морского пароходства, в случае необходимости частота рейсов «Холмогор» может быть увеличена, и на маршрут можно поставить еще несколько торговых судов пароходства. В случае, если Литва прервет и пассажирское сообщение, на линию будет поставлен пассажирский паром. Вариантов тут два. Паром «Принцесса Анастасия», сегодня работает как плавобщежитие для рабочих на строительстве верфи в Мурманске. Правда, паром принадлежит компании MOBY SPL – это совместная компания итальянского паромного оператора «Moby S.p.A» и российской ST. PETER LINE. При использовании этого парома на линии Санкт-Петербург – Калининград могут возникнуть сложности. Второй вариант предусматривает быструю покупку подходящего парома, вероятно, в странах Юго-Восточной Азии.

Для снабжения региона газом предусмотрена резервная схема. На случай перекрытия трубопроводного газа был перестроен танкер СПГ в плавучую регазификационную установку. Новое судно получило название «Маршал Василевский». На терминале завода «Криогаз-Высоцк» «Маршал Василевский» загружается СПГ и доставляет его на специальный терминал в Калининградской области. На судне газ из сжиженного переводят в обычное состояние и передают в сети области.

При отсутствии морской блокады области (а это открытое объявление войны России), регион вполне может поддерживать товарооборот с остальной Россией.

Северный фланг

Как мы говорили выше, количество конфликтных зон по периметру России, с точки зрения Запада, должно постоянно увеличиваться. Третьей зоной конфликта стала Норвегия. В целом, сценарий на севере повторяет западный вариант.

Советско-норвежские и российско-норвежские отношения всегда характеризовались двумя взаимоисключающими состояниями – предельно жёстким противостоянием и мирным сосуществованием после него. Первый кризис произошел в 20-х – 30-х годах ХХ века, когда норвежские рыбаки и зверобои ловили рыбу и били морского зверя в территориальных водах СССР, иногда прямо на советском побережье. Пограничные корабли тех времен – вооруженные паровые траулеры и парусно-моторные суда – ничего не могли сделать с браконьерами. Во-первых, их было много, а, во-вторых, их прикрывал норвежский военно-морской флот, включая самые большие норвежские корабли – броненосцы береговой обороны. Все закончилось в 1933 году с созданием Северного флота СССР. По построенному Беломорско-Балтийскому каналу из Балтики были переведены надводные корабли и подводные лодки. Во время очередного выхода норвежских броненосцев к советским берегам им навстречу вышли эсминцы «новики» - корабли, способные потопить норвежские броненосцы. Увидев противника, норвежцы повернули назад. Больше силовой поддержки своим браконьерам норвежский ВМФ не оказывал, и проблема незаконной рыбной ловли и добычи морского зверя была решена. Аналогичная ситуация сложилась и в 80-е годы ХХ века – «нулевые» годы XXI века. Тогда Норвегия ввела строгие правила добычи рыбы в своей экономической зоне. Траулеры-нарушители арестовывались и штрафовались десятками в год, кстати, не только российские, но и из Европы. Только после переговоров на высшем уровне проблема была решена. Об этих событиях смотри статьи «Грумант – русская норвежская земля» и «Побег капитана Яранцева». Противостояние продолжалось. В 2017 году Россия закрыла для норвежских научно-исследовательских судов – НИС – акваторию Баренцева моря. Шум в норвежской прессе поднялся вселенский. Правда, никто не упомянул, что годом ранее, в 2016 году, по требованию Министерства обороны Норвегии, из норвежской экономической зоны были выдворены российские НИСы. Самое интересное, что НИСы под российским флагом прибыли в экономическую зону Норвегии не просто так, а в соответствии с межправительственным соглашением. Именно тогда, в 2017 году, Министр обороны Норвегии Инн Эриксена Сёрейде заявила: «Нет обратной дороги к нормальности или частичного возвращения к нормальной работе с Россией». Так что решение Правительство Норвегии отнюдь не спонтанное.

По теме

Что же произошло на северном фланге? Сценарий тот же, что и в Балтийском море.

Конфликт на Шпицбергене и его корни

До начала ХХ века на архипелаг ходили русские поморы (у них он назывался Грумант), норвежцы (они его называли Свальбард), англичане и немцы. До 1920 года это была ничейная земля. 9 февраля в Париже был подписан Шпицбергенский трактат, который определял международно-правовой статус архипелага. Согласно трактату, Норвегия получила суверенитет над архипелагом, а государствам-участникам договора предоставлялось право на, выражаясь современным языком, хозяйственную деятельность на Шпицбергене. Оригинал документа хранится в месте подписания – в Париже. Советский Союз присоединился к Шпицбергенскому трактату в 1935 году. Дело в том, что Шпицберген богат запасами угля, и советский трест «Арктикуголь» осуществляет добычу угля на архипелаге. В 1947 году норвежский парламент принял резолюцию, в которой говорится, что СССР и Норвегия имеют особые экономические интересы на архипелаге.

Посёлок Баренцбург (фото: wikipedia/Smtunli)
Посёлок Баренцбург (фото: wikipedia/Smtunli)

Всего Шпицбергенский трактат подписали более 50 государств, в том числе США, Великобритания, Франция. Германия. Начиная с середины 30-х годов, только Норвегия и СССР работали на Шпицбергене. Столицей архипелага является норвежский город Лонгйир (там же находится порт и аэропорт). Советские, а потом российские шахтеры проживают в поселках Баренцбург и Пирамида.

Шпицберген занимает стратегическое место в Арктике. Судя по материалам в интернете, в советских поселках работали пункты радиоразведки Северного флота, и норвежцы об этом знали. После развала СССР права Советского Союза на архипелаге перешли к России. Наши шахтеры добывали поистине золотой по стоимости уголь, но не уходили со Шпицбергена, чтобы не потерять контроль над этой стратегической точкой.

В наши дни логистика снабжения шахтеров Баренцбурга следующая. Грузы из Мурманска на фурах через КПП «Стурскут» доставляются в порт Тромсё, а далее – в Баренцбург, где сегодня проживает около 500 человек. 28 июня норвежская сторона запретила движение грузов через этот КПП. МИД Норвегии подтвердил запрет, ссылаясь на санкции.

Посёлок Пирамида (фото: wikipedia/Hylgeriak)
Посёлок Пирамида (фото: wikipedia/Hylgeriak)

Повторилась история с Литвой и Калининградской областью. Внутренние грузы России блокируются. В Совете Федерации заявили, что этот демарш ставит под вопрос суверенитет Норвегии над архипелагом. Отличие от ситуации с Балтикой в цене вопроса. НАТО явно «положило глаз» на Шпицберген – базы на архипелаге позволяют контролировать западную оконечность Северного морского пути, что в будущей битве за Арктику весомый козырь. Но и Россия имеет юридическое право создать в Баренцбурге и Пирамиде свои военные объекты.

5 июля Председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил рассмотреть вопрос о денонсации договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом Океане. Тогда Россия уступила Норвегии 175 тысяч квадратных километров акватории Баренцева моря, чтобы урегулировать вопросы добычи рыбы и морепродуктов.

Арктика становится регионом, где отказываются от международных договоров.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.07.2022 15:49
Комментарии 0
Наверх