Версия // Общество // Виды протекторов автомобильной шины

Виды протекторов автомобильной шины

5877
В разделе

Назначение протектора автомобильной шины - обеспечение сцепления колеса с полотном автодороги, улучшения управляемости автомобиля, повышения комфорта езды. Разновидности его рисунка отражают усилия конструкторов и технологов добиться совершенства во всех перечисленных направлениях.

Впервые рельеф появился далёком 1905 году. Первый образец представлял рельеф на всей беговой поверхности. После него рисунок наносился на внешние края рабочей зоны.

Разобраться, как правильно выбрать протектор для шин, поможет Сергей Максимов - автослесарь московской автошколы "Авто-Механика".

Определённая нарезка повышала устойчивость автомобиля на крутых поворотах. В дальнейшем рисунки развивались, видоизменялись, подстраиваясь под определённые дорожные и погодные условия.

Существующие сегодня протекторы на три больших группы:

• Летние;

• Зимние;

• Всесезонные.

Летние предназначены для эксплуатации в весенне-летний период, когда на дорогах отсутствуют снег и лёд, а среднесуточная температура воздуха не опускается ниже плюс 5 С.

Шины с зимним рисунком должны использоваться зимой в условиях, когда дороги могут быть снежный и ледяной покров, а также при температурах ниже +5 градусов.

Всесезонная резина может эксплуатироваться круглый год, но следует иметь в виду, что они держатся за скользкую и заснеженную дорогу хуже зимних, а на сухом асфальте управляются хуже летних.

Основные виды рисунка протектора

Рельеф на беговой поверхности шины может располагаться:

• Симметрично;

• Асимметрично;

• Направлено.

Симметричный рисунок выглядит одинаково с любой стороны ската. Основное его достоинство, в том, что шину можно ставить с правой и с левой стороны автомобиля. Центральное ребро способствует управляемости, разрезы различного направления улучшают сцепление с дорогой, отводят из зоны контакты дождевую воду, снег. Основной недостаток – отсутствие направленности не позволяет максимально эффективно осуществлять удаление воды на мокрой дороге, а это в свою очередь снижает сопротивление аквапланированию.

Этот недостаток частично устранён в шинах с направленным рисунком рельефа. В этом варианте линии нарезки имеют характер ёлочки. Такой характер улучшает удаление воды и снега из пятна соприкосновения скатов с дорогой, делает более надёжным сцепление, увеличивает скорость, на которой начинается аквапланирование. Но скат с направленной нарезкой должен вращаться только в одну сторону – направление указано на боковине. Его можно ставить только на правый или левый борт автомобиля.

Ещё одно преимущество шин с направленным протектором. При парковке риску повреждения при контакте с поверхностью бордюра подвержена внешняя относительно машины сторона покрышки. Если она предназначена для вращения только в одном направлении, повреждена может быть только внешняя боковина. Следовательно, другую, внутреннюю можно делать более тонкой. В результате шина получается легче, подрессоренные массы снижаются, а езда автомобиля становится более динамичной, плавной, экономичной.

Асимметричный протектор

Рисунок отражает попытки конструктора приспособить движение шины к определённым дорожным условиям. Но поскольку они всегда различаются, поверхность шины не удаётся подогнать к идеалу. В стремлении улучшить соответствие протектора состоянию дороги предложена асимметричная схема. Каждая сторона протекторного рисунка соответствует своим требованиям. Например, одна сторона предназначена для сухого асфальта, другая - для мокрого.

По теме

Неравномерность рисунка по окружности шины

Рельеф, каким бы мягким он не был, создаёт шум при движении по твёрдой поверхности. При определённых режимах звуковые колебания могут прийти в резонанс. Чтобы избежать этого явления нарезку канавок делают неравномерной. При сохранении управляемости и сцеплении с дорогой существенно повышается акустический комфорт в салоне автомобиля.

Разновидности зимних шин

Рисунок зимней резины более крупный, края рельефа более острые, чем у летних. Назначение рельефа – надежное сцепление с ледяным и снеговым покровом. Зимние шины подразделяются на шипованные и нешипованные.

У первых в элементы протектора запрессованы металлические шипы. Они врезаются в ледяной покров, улучшая условия движения автомобиля. Но на сухом асфальте шипы зачастую ухудшают разгон и торможение, скользя на нём подобно конькам. Аналогично они ведут себя на льду в сильный мороз.

Крупные элементы протектора нешипованных шин (липучек) разделены на множество мелких канавок – ламелей. Они хорошо работают на твёрдом льду и на асфальте. Но при температурах около 0 С их эффективность резко снижается и они значительно уступают шиповкам.

Таким образом, каждый вид протектора хорошо себя показывает на некоторых видах дорожного покрытия и представляет, в известной степени, компромисс. Выбирать шины для автомобиля следует из наиболее вероятных дорожных условий, и в зимний период или дождь соблюдать особую осторожность.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2018 23:36
Комментарии 0
Наверх