Что значит для нас сегодня 150-летие Ленина? Прошла ли его слава? Ведь и в Европе есть социализм, и в России люди голосуют за Компартию, да и Ленин до сих пор на Красной площади лежит. Выходит, Ленин умер, но дело его живёт?
Нужно ли похоронить Ленина в буквальном смысле – это отдельный разговор, но слава его, конечно, не прошла, хотя и существует опосредованно. Мы уже перестали говорить и писать всю эту ерунду про «славного дедушку Ленина», простили Горькому, Маяковскому и Твардовскому те сказочки, которые они писали о нём, и разводим руками: не нам, мол, их судить. Но при этом и «Читая Ленина» Солоухина, где приводится бесконечное ленинское «расстрелять, расстрелять, расстрелять», уже не влияет на людей.
Вообще всё, что мы называем «советское» в хорошем смысле и «совок» в плохом, всё это ленинское произведение. И в этом смысле Ленин был выдающимся. Его проект пережил не только его самого, но и собственное разрушение, и собственную дискредитацию. И аки феникс из пепла возродился – и Мавзолей стоит, и мы вздыхаем: мол, «жили бедно, но справедливо». Забыли, какой была справедливость по Ленину, – просто отнять хлеб, и всё. Сталин, если сравнивать, был в 100 раз более гибким и даже цивилизованным, чем Ленин. Сталин после троек НКВД всё же придумал какой-никакой суд. А при Ленине людей просто загоняли на баржу и топили.
Сегодня идеи Ленина не работают, и к европейской модели социализма ни малейшего отношения они не имеют. В Европе своих социалистов было хоть лопатой греби. А у Ленина, если честно, особых идей, кроме творчества масс, отмирания государства и расстрелов рабочих демонстраций, не было. Так что сегодня дело Ленина, конечно, живёт. Оно живёт, например, в действиях террористов, в действиях любых людей, которые не понимают, что существуют чужие права и собственность. Ленин действовал по принципу «семки есть? а если найду?» и оставил его нам в наследство.
Знаменитый немецкий психиатр Освальд Бумке сказал: «Не списывайте на патологию все мерзости нормы». Ленин был одержим похотью власти – безумно жестокой и бесконтрольной. И в способах достижения этой власти он был и манипулятор, и шантажист, и ловкий жулик, и прирождённый пиарщик. Он, например, назвал свою партию «большевиками», хотя за ними было меньшинство. Прекрасно понимая, что партия «меньшевиков» по определению не может выиграть.
Говорят, начальник полицейского управления Петербурга предлагал арестовать Ленина и «убить его при попытке к бегству», но министр юстиции сказал: «Ну как же можно, батенька, ну мы же с вами интеллигентные люди». Не дело это для интеллигентов – марать ручки и прикончить лысого мерзавца. А не хотите марать – пожалуйста, получите миллионы людей, уморённых голодом, утопленных и расстрелянных. Так что 150-летие Ленина надо было бы отметить бойкотом тех, кто находит для него хоть каплю оправдания. Потому что так можно найти оправдание для кого угодно. И для Калигулы, и для Гитлера. И когда-нибудь, может, через 20 лет, редакторы перестанут спрашивать о значении Ленина, и мы все перестанем своими рассуждениями длить его затянувшееся бессмертие.