Версия // Общество // В столичном транспорте орудуют фальшивые контролёры

В столичном транспорте орудуют фальшивые контролёры

5288

Кондуктора пробейте!

Граждаданам нужно быть бдительными: отличить настоящего контролёра от мошенника не так уж просто Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

ГУП «Мосгортранс» ввёл новую штрафную квитанцию – с несколькими степенями защиты. Защищаться есть от кого: отловом «зайцев» в столичном наземном общественном транспорте занимаются не только «лицензированные охотники» – контролёры «Мосгортранса», но и «браконьеры», лжеконтролёры. Несмотря на повсеместный ввод автоматических пропускных систем, лжеконтролёры продолжают вымогать у нарушителей штрафы, на порядок превышающие установленные. Есть несколько простых признаков, по которым пассажир может отличить настоящего контролёра от поддельного, однако до сих пор многие горожане об этом не знают, чем и пользуются мошенники.

«Нередко мошенники требуют несколько тысяч рублей, – рассказывает начальник отдела билетного контроля ГУП «Мосгортранс» Виктор Богданов. – Недавно к нам обратилась женщина, у которой лжеконтролёры забрали 20 тыс. рублей».

Это был, конечно, вопиющий случай в смысле требуемой суммы, но по сути своей классический. Женщина воспользовалась для проезда чужой «Социальной картой москвича». Именно такой вид нарушения стал наиболее распространённым после того, как на всех маршрутах в Москве поставили турникеты. Чтобы просто пройти без билета, теперь нужна определённая ловкость, в том числе и физическая. Проще прихватить с собой социальную карту бабушки и кататься по ней бесплатно. Именно такую нарушительницу и поймали мошенники. Они стали угрожать ей тюремным заключением и фантастическим штрафом в 80 тыс. рублей. Бедная женщина была рада, когда в итоге ей удалось сговориться всего-то на 20 тыс. рублей, которые она наскребла у себя дома. Видимо, позже более трезвомыслящие родственники просветили женщину по поводу штрафов в общественном транспорте: она обратилась в милицию, было заведено уголовное дело. Однако перспективы этого дела весьма туманные: контролёров-мошенников ловят крайне редко. Силами «Мосгортранса» и вовсе ни одного не поймали. Во-первых, далеко не все облапошенные пассажиры обращаются в милицию: хотя бы потому, что так и остаются в неведении о том, что их обманули. Во-вторых, не все запоминают приметы (вошли два амбала, что тут ещё скажешь?). Между тем отличить настоящего контролёра от ненастоящего в Москве не так уж и сложно. Прежде всего настоящий никогда не попросит штраф больше чем 100 рублей (это установленный законом штраф за безбилетный проезд) и не будет отнимать социальную карту вашего дедушки. В худшем случае отведёт вас в милицию с этой картой, где (опять же в худшем случае) документ изымут и выдадут дедушке новый – уже без права использовать его для проезда. При этом никакой уголовной ответственности не предусмотрено. Да и штраф всё тот же 100-рублёвый. Более того, как правило, настоящие контролёры и не грозят милицией (ну разве что если «заяц» попался буйный или слишком упорный). Водить пассажиров в отделение – лишняя работа, которая отвлекает контролёра от основного его занятия. Он обязан обратиться в органы, только в случае если обнаружил поддельные проездные документы. Подделка – это уже криминал.

Вообще, штрафы для контролёров не самоцель, убеждают в «Мосгортрансе». Дело в том, . Впрочем, только психологическим портретом настоящего охотника на «зайцев» в «Мосгортрансе» не ограничиваются. Есть и вполне формальные признаки, причём они совершенствуются. Так, с 15 марта этого года у контролёров «Мосгортранса» появились квитанции нового образца. Прежние, размером 11 на 8 сантиметров, хоть и имели определённую защиту, всё же без особых проблем ксерились. Классика жанра: устраивается человек контролёром. Набирает квитанций, ксерит их и работает себе в карман. Или просто увольняется с кучей заветных бумажек на «вольные хлеба». Теперь такую схему провернуть будет сложнее. Новая штрафная квитанция состоит сразу из двух скреплённых разноцветных листов (синего и жёлтого) 18,5 на 13,5 сантиметра. Она имеет несколько степеней защиты, в том числе и микрошрифт. Если отксерить такую бумажку, этот шрифт попросту не пропечатается. Так что пассажирам теперь имеет смысл брать с собой лупу и, изучив квитанцию, внимательно следить за действиями контролёра. Контролёр же должен заполнить бланк в двух экземплярах (через копирку) и отметить в квитанции не только контактные данные нарушителя, которые, кстати, никто не обязывает сообщать, но и свои контактные данные. Один листок отдаётся пассажиру, другой – по окончании смены сдаётся в контору.Другие отличительные черты настоящего контролёра таковы. Он должен быть в форме, установленной в 2006 году: в белой рубашке с чёрным галстуком, форменных чёрных брюках и чёрной же куртке с нашивкой «Мосгортранс». Кроме того, при себе у него должно быть удостоверение. Это ламинированная карточка размером 8 на 11 сантиметров с голограммой, в левом нижнем углу – фотография, заверенная печатью, на документе проставлен номер, указаны фамилия, имя, отчество владельца и имеется подпись начальника отдела кадров. Кроме того, карточка ежеквартально должна обновляться. Кстати, не так давно контролёров заставили входить в салон через первую дверь и проходить с помощью бесконтактной карты через турникет: электроника отслеживает передвижения «охотника» по вверенным ему маршрутам. Так что обратите внимание на то, как входит контролёр. Наконец, у контролёра пассажир может потребовать предъявления наряда на маршрут – этот документ меняется ежедневно. Есть и ещё один признак. Московские контролёры на наземном общественном транспорте работают в две смены: с 8 до 17 часов и с 12 до 21 часа. Так что, если пассажир увидит проверяющего раньше 8 утра и после 9 вечера, он смело может его проигнорировать. Контролёр наверняка обидится, но тут уж ничего не поделать – работа у него такая нервная. Сейчас в «Мосгортрансе» числится около 300 проверяющих, каждый из которых проверяет по 25–40 машин за смену. Недокомплект контролёров – около 30%. Мало кто хочет на такую работу. При этом недостатка в пойманных «зайцах» нет не только у беспринципных мошенников, но и у честных контролёров: за прошлый год они выловили 300 тыс. безбилетников, а в этому году, судя по первым месяцам (в январе выписано 27 тыс. штрафов, в феврале – уже 30,5 тыс.), будет и того больше. Все эти деньги идут на обновление подвижного состава «Мосгортранса», а отнюдь не туда, куда подумал читатель.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.03.2009 12:09
Комментарии 0
Наверх