// // В России появится федеральное ведомство по делам ближнего зарубежья

В России появится федеральное ведомство по делам ближнего зарубежья

511

Дела содружеские

Сергей Тетерин
Сергей Тетерин
В разделе

Грузия покидает СНГ – это вопрос практически решённый. Впрочем, говорить о том, что Содружество понесло тяжёлую утрату, мягко говоря, будет преувеличением. Механизм сотрудничества таков, что членство в нём куда интереснее постсоветским сателлитам России, нежели нашей стране. Тем не менее в сентябре в России должно начать свою работу Федеральное агентство по делам СНГ. О его создании ещё в мае заявил Президент РФ Дмитрий Медведев. В настоящее время МИД РФ, в подчинении которого будет находиться новая структура, уже подготовил и направил правительству свои конкретные предложения. Корреспондент «Нашей Версии» попытался предугадать главные направления его будущей деятельности.

Трудно найти ещё одну федеральную структуру с такой непростой судьбой. На протяжении 90-х годов оно трижды создавалось и ликвидировалось, пока в 2000 году не было упразднено. Казалось, уже навсегда. Но вот восемь лет спустя ведомство по делам СНГ вновь воссоздаётся. И это означает, что Россия берёт курс на укрепление позиций в ближнем зарубежье.

Во всяком случае, именно об этом вскоре после инаугурации заявил Президент РФ Дмитрий Медведев: «Россия исходит из того, что её важнейшими партнёрами являются государства СНГ. Мы обязаны уделять пристальное внимание сотрудничеству с ними. Время диктует сегодня необходимость интенсификации связей. Если мы хотим выходить на новые формы интеграции, то должны думать о том, чтобы наши контакты с нашими близкими друзьями из СНГ осуществлялись в современной технологической форме, а решения не откладывались в дальний угол. В связи с этим мною принято решение об образовании соответствующего агентства, чтобы выделить вопросы координации сотрудничества со странами СНГ в отдельный блок. Надеюсь, что в результате ряд проектов, которые двигаются не так быстро, как нам хотелось бы, начнут развиваться в другом ключе».

В настоящее время отношения со странами СНГ прекрасно иллюстрируются поговоркой «у семи нянек – дитя без глазу». У ближнего зарубежья их даже больше – восемь. Функции бывшего Минсодружества рассредоточены между четырьмя (!) департаментами МИДа, Росзарубежцентром при МИДе, а также Министерством экономического развития и Министерством промышленности и торговли.

Два последних ведомства курируют внешнеэкономические связи России с ближним зарубежьем, а три департамента МИДа – конкретные регионы СНГ. Так, второй департамент во главе с Виктором Сорокиным отвечает за Украину, Белоруссию и Молдавию. Третий департамент (его глава – полный тёзка знаменитого писателя Максим Пешков) – за Центральную Азию (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). Четвёртый, во главе с Андреем Келиным специализируется на Южном Кавказе (Азербайджан, Армения).

Первый же департамент МИДа во главе с бывшим заместителем департамента Африки МИДа Вячеславом Шумским ведает общими вопросами сотрудничества. Наконец, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества, более известный как Росзарубежцентр, возглавляет Элеонора Митрофанова – бывший депутат Госдумы и экс-аудитор Счётной палаты. Кстати, она родная сестра известного экс-депутата Госдумы от ЛДПР Алексея Митрофанова. Последний, напомним, несколько лет назад широко прославился своим «вкладом» в дело упрочения связей со странами СНГ, спродюсировав скандальный эротический фильм «Юлия», в котором актёры на грани порнографии демонстрируют якобы имеющие место быть сексуальные отношения премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и президента Грузии Михаила Саакашвили.

По теме

Согласно проекту постановления о создании Федерального агентства по делам СНГ, в него должен влиться и Росзарубежцентр. Однако профильные департаменты МИДа, вероятно, продолжат свою работу. Иными словами, получается, что внешняя политика по отношению к СНГ будет дублироваться двумя ведомствами независимо друг от друга. Кстати, Федеральное агентство по делам СНГ в финансовом плане не будет зависеть от МИДа, поскольку получит отдельную строку в госбюджете. А вот сколько средств достанется новому ведомству, ещё предстоит решить Минфину.

Что ж, получается, что новая структура будет дублировать уже существующие подразделения МИДа? Разумеется, нет. Два эти ведомства – министерство и агентство – будут действовать на разных площадках. МИД по-прежнему будет проводить государственную политику, действуя от имени президента. А федеральное агентство станет расширять российское влияние в Содружестве скорее на неправительственном уровне – через поддержку дружественных неправительственных объединений (НПО), точечное финансирование образовательных, гуманитарных и культурных программ для русскоязычных жителей стран СНГ, распределение грантов и наблюдение на выборах, а также социально-экономическое сотрудничество с бывшими советскими республиками.

Специфика агентства и в том, что оно будет работать в равной степени и с теми странами СНГ, главы которых считаются друзьями России, и с теми, которые возглавляют её недруги. Иначе говоря, деятельность агентства в отличие от МИДа не будет зависеть от текущей политической ситуации. Какими бы ни были наши отношения с той или иной страной, это ведомство будет мирно снабжать её библиотеки русскоязычной литературой, давать стипендии, работать с неправительственными организациями. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, агентство согласно замыслу Медведева будет активно работать с общественными организациями: «В его ведении будет поддержка российского некоммерческого сектора в СНГ. Эта работа не была развита всерьёз и никогда не пользовалась господдержкой. Между тем в тех же США всё это развито и отработано». При этом именно такая политика может быть гораздо более агрессивной и действенной, чем связанная дипломатическими условностями работа официального МИДа.

Вообще, Так, В США давным-давно существует Федеральное агентство по международному развитию (USAID), которое имеет филиалы почти в 100 странах мира, включая все республики СНГ. При этом USAID тесно сотрудничает с Госдепом США и подчиняется госсекретарю. Вероятнее всего сам факт создания Агентства по делам СНГ с декларативно небюрократическими методами работы означает, что российская власть также начинает осознавать необходимость задействовать институты гражданского общества в работе с бывшими республиками СССР. В конце концов, работать по «общественной линии» стремится даже военный блок НАТО, который, например, в Молдавии совместно с местными специалистами реализует проекты по безопасности республики в вопросах обеспечения её качественной питьевой водой.

Одним из ключевых вопросов, от которого в значительной степени зависит будущее агентства, является выбор его руководителя. И уже вскоре после того, как Дмитрий Медведев объявил о грядущем создании нового ведомства, появились самые разные версии о том, кто его возглавит. На должность его руководителя прочили даже мэра Москвы Юрия Лужкова. Дескать, столичный мэр давно известен своим вниманием к проблемам наших соотечественников в ближнем зарубежье. Однако глава Департамента внешнеэкономических и международных связей столицы Георгий Мурадов назвал слухи о назначении Лужкова на должность главы Федерального агентства по делам СНГ «нереальной информацией», добавив, что «мэр Москвы был назначен на свою должность в прошлом году на четыре года и должен исполнить этот конституционный долг».

Молва прочит на пост главы агентства нынешнего постпреда РФ при отделении ООН и других международных организаций в Женеве Валерия Лощинина, а также главу думского Комитета по международным делам Константина Косачёва. Впрочем, практика последнего времени приучила нас к непредсказуемости кадровых решений российского руководства. В любом случае работы у будущего главы Агентства по делам СНГ будет невпроворот. Ведь в последние годы ближнее зарубежье России превратилось в арену международной конкуренции. Борьба идёт за каждую из республик бывшего СССР. У каждой из них есть либо богатые сырьевые ресурсы, либо развитая промышленно-технологическая база, накопленная с советских времён.

В то же время на Россию приходится более трёх четвёртых ВВП всего СНГ. Кроме того, в нашу пользу говорит и политическая стабильность, лидерство в производстве энергоресурсов, подготовке квалифицированных кадров и огромный рынок сбыта для товаров из СНГ. И этим просто грех не воспользоваться. Просто это надо делать с умом.

Опубликовано:
Отредактировано: 20.08.2008 12:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх