// // В России начали останавливаться заводы

В России начали останавливаться заводы

5254

Труба дело

2
В разделе

Массовые сокращения, закрытие предприятий и задержки зарплаты – кризис в России постепенно начинает набирать обороты. Эксперты предупреждают: нынешние трудности – пока ещё цветочки, своего пика кризис достигнет через несколько месяцев.

На прошлой неделе в Минтруде заявили, что количество безработных в России превысило психологическую отметку в 1 млн человек. По словам главы ведомства Максима Топилина, цифра эта «не радует», хотя, как отметил чиновник, серьёзных негативных тенденций на отечественном рынке труда он пока не видит.

Примечательно, что данные заявления были сделаны сразу после того, как о закрытии своих заводов в России объявил автомобильный гигант General Motors. И если бы только он! О грядущих массовых сокращениях сегодня наперебой заявляют и другие крупные компании – в начале апреля стало известно, что концерн «ПСМА Рус» (совместное предприятие Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors) намерен приостановить выпуск ряда своих моделей на заводе в Калуге. Более того, не исключено, что закрытием производств с зарубежным капиталом (см. справку) в итоге дело не ограничится. И вот тогда уже нынешний уровень безработицы может показаться просто торжеством спокойствия и экономической стабильности.

Сократят всех

Если в чём и оказался прав министр труда, так это в том, что негативных тенденций на рынке пока не видно. Особенно, если пытаться усмотреть эти тренды в статистических показателях. Судите сами: в благополучном докризисном 2013 году уровень безработицы в стране составлял 5,5%, в прошлом 2014-м – 5,2%. По состоянию на 1 февраля текущего года – 5,8%. Для сравнения: в Европе средний уровень безработицы превышает 11%, а в готовящейся к дефолту Греции доходит до 20%.

«Проблема не столько в том, что будет расти безработица как таковая, она у нас в стране и так довольно высокая, несмотря на официальные цифры, – отмечает член Совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. – Проблема в том, что в связи с кризисом будет расти теневой сектор экономики. И вот эта опасность куда более существенная».

Об этом в правительстве предупреждали ещё задолго до кризиса. В частности, вице-премьер Ольга Голодец около года назад публично заявляла: по её данным, более 20% трудоспособного населения в стране работает «в тени». «Поэтому все цифры о динамике безработицы и уровне безработицы, даже в некризисные времена, это очень большое лукавство. И это понимают в правительстве», – говорит Дмитрий Несветов.

Однако же, судя по всему, в ближайшее время не удастся избежать роста и официальных показателей. Сегодня о грядущих сокращениях заявляют практически все крупные российские компании. В частности, на

КамАЗе в ближайшее время готовятся «оптимизировать» кадры на 3850 человек. Уже начались сокращения в «Аэрофлоте». «У нас есть антикризисная программа, там три пакета. Первый пакет нам, к сожалению, пришлось вскрыть. Это пакет, который требует оптимизации численности, и такая оптимизация проходит в «Донавиа», в Оренбурге, в авиакомпании «Россия» и в «Аэрофлоте» начинается», – рассказал гендиректор авиаперевозчика Виталий Савельев.

По теме

Программа оптимизации кадров также запущена и в «Рус­але», где в ближайшее время работы могут лишиться до 5 тыс. человек. Правда, в руководстве компании оговариваются, что под сокращение пойдут только офисные сотрудники. Но вряд ли от этого легче.

Снова Пикалёво?

Между тем в слова руководителей компаний о том, что под сокращение попадёт и так никому не нужный «офисный планктон», верится всё меньше. «В связи с геополитической ситуацией страна оказалась в экономической изоляции. И тяжелее всего это бьёт по производствам. Поэтому нет сомнений, что значительная часть из них будет либо сокращать свои объёмы, либо сворачивать производство в целом», – прогнозирует Дмитрий Несветов.

Если худшие опасения экспертов оправдаются, то наиболее сильно проблема закрытия производств может ударить по моногородам. Как было в 2009-м, когда произошёл кризис в Пикалёве, связанный с закрытием там сразу трёх предприятий.

Пока в правительстве уверяют, что держат ситуацию в моногородах под контролем. В антикризисном плане правительства моногородам даже посвящён отдельный пункт. Решать их проблемы призван специально созданный Фонд развития моногородов, которому в этом году из бюджета должно быть выделено 8 млрд рублей. Правда, пока что никакой активной деятельности Фонд не проявил. Между тем в России существуют 313 городов с единственным градообразующим предприятием, 75 из которых даже сами чиновники выделили в отдельную категорию со сложными социально-экономическими условиями. Всего в российских моногородах проживает 15 млн человек.

Вместе с тем некоторые эксперты полагают, что ждать новых «пикалёвых» пока что преждевременно. «Ситуация в экономике действительно проблематичная, однако говорить о появлении новых «пикалёвых» рано. Мы находимся в состоянии рецессии, выйти из которой могут помочь только глубокие структурные преобразования», – считает член генсовета «Деловой России» Антон Степанов. По его словам, проблемы массового закрытия производств сегодня пока нет. При этом главной проблемой нынешнего кризиса эксперт считает снижение платёжеспособного спроса, создаваемого как физическими лицами, так и предприятиями. «Такое снижение покупательской активности приводит к уменьшению объёма производства, а следовательно, к росту затрат предприятий и ухудшению финансовых результатов. Но есть и положительные моменты: из-за резкого роста курсов валют импортозамещение действительно происходит», – констатирует Антон Степанов.

Справка

Закрытые или приостановленные заводы

В Нижнем Новгороде 2 марта был закрыт завод Coca-Cola. В компании такое решение объяснили вовсе не кризисом, а необходимостью перевести выпуск продукции с устаревшей производственной площадки на современные (всего у Coca-Cola 12 заводов в России). Однако итогом закрытия предприятия в Нижнем Новгороде стало 11-процентное сокращение персонала.

В Калуге с 27 апреля по 10 июля планируется приостановка автомобильного завода «ПСМА Рус» (производит модели Citroen C4, Peugeot 408 и Mitsubishi. Выпуск последних останавливают до 12 мая). Руководство компании обещает всем работникам компенсировать простой предприятия.

Компания General Motors 18 марта объявила о закрытии своего завода в Санкт-Петербурге, а также об остановке сборки на мощностях калининградского «Автотора» и Нижегородского ГАЗа.Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), входящий в состав «Трансмашхолдинга», 9 февраля объявил о приостановке работы.

В начале января корейская компания LG Hausys объявила о закрытии заводов в Электростали и Новокузнецке по выпуску пластиковых окон и дверей. Причина закрытия – низкая рентабельность. Бизнес выставлен на продажу.

Осенью прошлого года пивоваренный концерн «САН ИнБев» остановил работу своего завода в Ангарске. Предприятие пока осталось в собственности компании, его дальнейшая судьба будет зависеть от экономической ситуации. Между тем завод в Ангарске стал уже четвёртым производством, которое «САН ИнБев» закрыл в нашей стране. В марте 2014 года закрылся завод в Перми, в середине 2013 года – в Новочебоксарске, в 2012 году – в Курске.

Пивоваренная компания «Балтика» с 30 апреля прекращает деятельность сразу двух своих заводов – в Челябинске и Красноярске.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.04.2015 16:41
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх