// // В правительстве создано новое министерство по контролю над винно-водочной отраслью

В правительстве создано новое министерство по контролю над винно-водочной отраслью

292

Алкоголики в кабмине

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В последний день минувшего года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка». Предполагается, что новая служба получит максимально широкий круг полномочий: и по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и по созданию и проведению в стране алкогольной политики, и по контролю и надзору за отраслью. Более того, как следует из текста документа, новому органу предполагается даже передать ряд полномочий, ныне закреплённых за Минфином и Федеральной налоговой службой (ФНС).

Отметим, что вопрос о необходимости создания единого органа по контролю за алкогольной отраслью начал обсуждаться ещё в 2006 году – с вступлением в силу нового отраслевого закона об обороте этилового спирта. Примечательно, что о необходимости создания единого алкогольного органа говорили не только чиновники, но и представители бизнес-сообщества. Между тем не исключено, что теперь именно участники алкогольного рынка окажутся пострадавшей стороной.

Принципиальное решение о создании единого федерального органа было принято ещё весной этого года, когда первый вице-премьер Виктор Зубков направил главе кабмина Владимиру Путину официальное письмо о необходимости создания такого министерства. По слухам, идея была одобрена, однако соответствующего нормативного акта тогда так и не вышло.

На официальном уровне о создании нового органа заговорили только в ноябре прошлого года на одном из заседаний правительства. Причина подобных проволочек проста: ныне за работу отрасли отвечают восемь профильных министерств и ведомств, каждое из которых в той или иной степени претендовало на получение более широких полномочий по регулированию алкогольного рынка. К примеру, по информации «Нашей Версии», одно время всерьёз обсуждался вопрос о том, чтобы новый федеральный орган стал неким «филиалом» Минсельхоза. Оно и не удивительно: до алкогольной реформы 2006 года именно Минсельхоз был наделён наиболее широким кругом полномочий по контролю за алкогольным рынком, которых фактически лишился после вступления в силу закона об обороте этилового спирта.

Теперь очевидно, что все восемь ведомств фактически оказались в проигрыше. Как следует из текста президентского указа, новая федеральная служба будет организована при правительстве: «руководство деятельностью Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка осуществляет правительство РФ», – говорится в тексте документа. «До выхода указа мы достаточно скептически смотрели на возможность образования нового ведомства, было непонятно, будут ли у этой службы достаточные полномочия, кому она будет подчиняться. Теперь стало ясно, что создаётся фактически силовое ведомство, которое будет напрямую решать вопросы с правительством», – радуется глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Ведомство получило те полномочия, которые и должно было получить: из текста указа следует, что из него хотят сделать организацию с большими обязанностями и большими полномочиями», – соглашается представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Действительно, будущее федеральное ведомство задумано с большим размахом. Среди безусловных плюсов – полномочия по законодательному регулированию на федеральном и региональном уровнях, что даёт неплохие шансы на то, чтобы покончить с «региональным сепаратизмом» и решить проблему лоббирования интересов федеральных компаний, которые сегодня нередко просто не могут попасть на региональные рынки. Кроме того,

Впрочем, не исключено, что оптимистические оценки участников рынка преждевременны.

По теме

Впрочем, несмотря на всю широту замысла, уже сегодня у ещё не созданного ведомства существует ряд проблем. Как говорится в тексте президентского указа, будущая служба будет иметь территориальные подразделения во всех регионах. А это означает прямое взаимодействие с региональными администрациями.

Сегодня у регионов фактически отсутствуют сколько-нибудь значительные полномочия по регулированию алкогольного рынка. Единственной оставшейся после алкогольной реформы «отдушиной» стали всевозможные системы региональной добровольно-принудительной сертификации продукции. Кроме того, например, в Москве уже не первый год пытаются внедрить в действие некий региональный аналог федеральной Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Представить себе, что региональные власти без боя согласятся сдать остатки своих полномочий по контролю за столь прибыльным рынком, можно с трудом.

Неясным остаётся и вопрос о том, кто будет отвечать за действие федеральной ЕГАИС. В своё время одной из главных целей введения этой системы было повышение собираемости акцизов. Таким образом, доводить до ума так и не заработавшую ЕГАИС было поручено Минфину и ФНС.

«Теперь, если контроль за системой будет отдан новому ведомству, не исключено, что будут проводиться какие-то очередные изменения», – переживает Дмитрий Добров.

Не очень понятно, и какое ведомство будет отвечать за лицензирование и выдачу акцизных марок. По информации «Нашей Версии», ныне принадлежащая Минфину функция по лицензированию отойдёт новому ведомству. Важно отметить, что лицензирование – один из наиболее мощных рычагов влияния на отрасль, а также достаточно серьёзная статья доходов.

А учитывая максимально широкий круг полномочий новой службы, можно предположить, что в ней будут и выдавать акцизные марки. Примечательно, что в настоящее время Минфин готовит свои очередные предложения по алкогольной акцизной политике, предполагающие введение единой ставки акциза и снижение самого акциза. Каким образом данные нововведения будут соотноситься с деятельностью нового ведомства, пока не очень понятно. Зато уже сегодня налицо очередной конфликт интересов разных ведомств.

Очевидно, что политика нового ведомства в отношении других министерств будет зависеть от того, кто возглавит новый федеральный орган по контролю за алкогольным рынком. По информации «Нашей Версии», сегодня рассматриваются три кандидатуры: бывший сотрудник налоговых органов, ныне советник министра обороны Екатерина Приезжева, заместитель министра сельского хозяйства Николай Архипов и замруководителя ФНС Татьяна Шевцова. По информации «Нашей Версии», наиболее вероятными кандидатами сегодня представляются Екатерина Приезжева и Николай Архипов. Последний, по слухам, был назначен заместителем главы Минсельхоза именно с тем, чтобы впоследствии возглавить новое алкогольное ведомство. Правда, не исключено, что в последний момент будет сделана рокировка. По информации нашего источника в отрасли, несколько дней назад в качестве вероятного кандидата всплыла кандидатура самого главы Минсельхоза Алексея Гордеева. «Нам стало известно, что Гордеев дорабатывает в Минсельхозе последние три месяца и его кандидатура всерьёз рассматривается в качестве главы алкогольного министерства», – рассказал наш собеседник. Очевидно, что назначение кандидата из Минсельхоза будет означать передачу новому органу функций по лицензированию и выдаче акцизов – именно на этом настаивали чиновники Минсельхоза, когда вопрос о создании алкогольного министерства ещё находился на стадии обсуждения. Не исключено, что в этом случае в очередной раз стряхнут пыль и с предложения о монополизации алкогольной отрасли – предложение, которое опять же периодически лоббируется Минсельхозом.

С другой стороны, назначение налоговика будет означать фактическое принятие политики Минфина по изменениям в акцизной политике в отрасли. Однако не исключено, что в этом случае не удастся обойтись без очередного реформирования ЕГАИС. Основная проблема в том, что предсказать, по какому пути пойдёт это реформирование, практически невозможно. Дело в том, что представители и Минфина, и ФНС не раз высказывали прямо противоположные мнения относительно будущего существования автоматизированной системы. Не исключено, что и вопрос контроля над акцизными марками и лицензированием в этом случае также будет решён не в пользу нового ведомства.

Таким образом, кто бы ни возглавил новое ведомство, уже сегодня очевидно, что стать фактическим монополистом по контролю за отраслью ему не удастся. Это означает, что уже в ближайшее время контролировать рынок и делить полномочия будут не восемь министерств, а девять.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.01.2009 12:24
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх