// // В международных спортивных организациях слишком много произвола и мало желания к самоочищению

В международных спортивных организациях слишком много произвола и мало желания к самоочищению

1268

Аукцион как способ борьбы с коррупцией

В международных спортивных организациях слишком много произвола и мало желания к самоочищению
В разделе

Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах рекомендовал функционерам ФИФА, руководящему футбольному органу, навести порядок, как это сделал МОК 15 лет назад. Его совет, возможно, вызвал бы больше доверия, если бы президент ФИФА Йозеф Блаттер, также являющийся членом МОК, не назвал Баха "боссом". Слишком много в международных спортивных организациях произвола, чтобы их попытки самосовершенствования увенчались успехом.

Мегасобытия, которые организуют ФИФА и МОК – Чемпионат мира по футболу и Олимпийские игры, - идеальные инструменты коррупции. Эти проекты тешат тщеславие правительств, потому что помещают страну и ее города в центр внимания мировых СМИ, а также обеспечивают множество туристов. Особенно в развивающихся странах это заставляет чиновников не считаться с расходами - те всячески стремятся доказать, что не являются странами "третьего мира". Отсюда и огромные затраты: $15 млрд за ЧМ в Бразилии в 2014 году, $40 млрд за летние Олимпийские игры 2008 в Пекине и, по некоторым оценкам, свыше $50 млрд за прошлогодние зимние Олимпийские игры в Сочи.

Правда, уже давно достоверно известно - эти мероприятия не приносят странам-хозяйкам ощутимой выгоды в долгосрочной перспективе, что особенно верно в отношении развивающихся стран, чьи затраты на подготовку оказываются выше всех прогнозов. Об этом в своей работе писали Виктор Мэтисон и Роберт Бааде:

«С экономической точки зрения стоимость строительства нового стадиона лучше измерять не суммой денег, необходимой для возведения объекта, а значением для общества второго по значимости общественного проекта, на который требуется аналогичная сумма денег. Правительство Нигерии недавно потратило $330 млн на новый национальный футбольный стадион - это больше, чем годовой бюджет государства на здравоохранение или образование».

Но именно в развивающихся странах политики и чиновники склонны к реализации тщеславных проектов - не только для того, чтобы построить гигантские памятники себя в виде новых стадионов, аэропортов и дорог, но и чтобы заработать. Большие инфраструктурные проекты идеально подходят для фальсификации тендеров и личного обогащения. Кроме того, риск раскрытия преступления крайне низок. Никто не отправился в тюрьму за чрезвычайно завышенные расходы в Бразилии, Китае или России. Коррупционные скандалы действительно иногда оказывались на поверхности - в основном в странах с более прозрачным управлением. Так, в этом году после Всемирной выставки в Милане несколько чиновников и бывших законодателей были арестованы и обвинены во взяточничестве.

Учитывая потенциальные возможности для коррупции, не удивительно, что чиновники МОК и ФИФА подвергаются огромному искушению. В обвинительном заключении, обнародованном американскими правоохранителями на прошлой неделе, говорится о фактах многомиллионного взяточничества в ФИФА. Как утверждают следователи, Марокко и Южная Африка заплатили членам Исполнительного комитета ФИФА, чтобы получить право принять Чемпионат мира. По сравнению с последующими затратами на строительство спортивной инфраструктуры это небольшие суммы, но для руководителей ФИФА их достаточно, чтобы обеспечить будущее своих детей и внуков.

По теме

Большой коррупционный скандал в МОК разгорелся в конце 1990-х годов, когда бюджеты и взятки были гораздо меньше. Как и с нынешним скандалом вокруг ФИФА, в разоблачении коррупционеров принимали участие правоохранители из США. Организаторы Зимних Олимпийских игр-2002 в Солт-Лейк-Сити предлагали членам МОК подарки, дорогие поездки, и даже обучение их детей в престижном американском университете. Последствия оказались весьма печальными: десять членов МОК были отправлены в отставку с позором. Организация создала две комиссии по внутреннему реформированию, чтобы исключить взяточничество в будущем. Впрочем, их рекомендации оказались не особенно полезными. Единственной по-настоящему действенной мерой по борьбе с коррупцией можно считать запрет на поездки членов МОК в города, претендующие на проведение игр.

Бах, протеже Хуана Антонио Самаранча, который возглавлял МОК на момент скандала, стал у руля организации в 2013 году и почти сразу же предложил отменить это правило. "Если вы хотите кого-то подкупить, ему совсем необязательно к вам приезжать", - заявил он. Формально запрет остался в силе, однако судить о его эффективности весьма проблематично. Выбор субтропического Сочи, практически лишенного зимней спортивной инфраструктуры, как принимающего города для Зимней олимпиады прошлого года, был весьма спорным, как и решение предоставить Катару право проведения ЧМ-2022.

Нет сомнений в том, что Блаттер, который пообещал очистить и восстановить репутацию ФИФА, сделает несколько шагов в этом направлении: он, возможно, организует горячую линию для осведомителей и информаторов, разработает систему доступа претендентов к чиновникам ФИФА, предпримет ряд символических мер, например, запретит визиты, а после объявит об успешном окончании борьбы с коррупцией. Он, возможно, даже согласится на более прозрачные торги по продаже прав на ТВ-вещание в стиле МОК.

Впрочем, основная проблема останется: политики, жаждущие славы, все еще будут стремиться приобрести голоса членов ФИФА и МОК.

Очевидным способом исключить коррупцию в данном случае стало бы проведение аукциона на право принять крупное спортивное событие. Чем больше заплатят страны, тем больше средств будет потрачено на развитие футбола или олимпийских видов спорта, поскольку они не осядут на счетах коррумпированных чиновников.

Для обеспечения регулярной ротации городов предыдущим хозяевам придется ждать 20 лет, прежде чем они смогут снова участвовать в аукционе. И вовсе не обязательно, что богатые страны всегда будут выигрывать, так как бедные смогут объединить свои ресурсы.

Блаттер и Бах - не те люди, которые смогут претворить в жизнь столь радикальные реформы, а система, которая поставила их на руководящие посты, слишком погрязла в коррупции. Вероятно, потребуется еще множество обвинительных актов и скандалов вокруг международных организаций, чтобы их чиновники поняли: вести дела как прежде больше невозможно.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.06.2015 21:12
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх