Версия // Общество // В крупных городах скоро может не остаться бесплатных парковок

В крупных городах скоро может не остаться бесплатных парковок

3283

Включили счётчик

В крупных городах скоро может не остаться бесплатных парковок (рисунок - Темур Козаев)
В разделе

Сегодня система платных парковок действует уже более чем в 20 российских городах. Что происходит в регионах далеко от столицы? В следующие пять лет этот список собираются пополнить ещё 17 муниципалитетов. При этом речь идёт не о богатых «миллионниках», а о городках из глубокой провинции. Россиян настойчиво приучают платить за парковку. Кто же на этом зарабатывает?

Когда смотришь на устройство платных парковок в регионах, то даёшься диву. В разных регионах чиновники то наступают на одни и те же грабли, то изобретают велосипед. Общепризнанной системы организации парковок почему-то нет. Возможно, потому, что градоначальники сами до конца не понимают, зачем в их городах нужны платные парковки. Либо не хотят честно объяснить гражданам смысл затеи.

<>Ростов-на-Дону: сборы в частный карман

В Ростове с самого начала не постеснялись отдать платные парковки на откуп частникам. Конкурс среди инвесторов провели ещё в 2015 году. При этом среди претендентов был даже такой мощный игрок, как «Ростелеком», но конкурсная комиссия нашла проблемы в документах IT-гиганта, и битву за возможность собирать деньги фактически без боя выиграла, очевидно, созданная специально под этот проект компания ООО «Ростовское парковочное пространство» (РПП). В её учредителях значились четыре московских юрлица. При этом доля в 5% принадлежала компании «Ситипаркинг», которая, судя по всему, участвовала в развитии платных парковок в разных городах, а также, вероятно, в аэропорту Шереметьево.

Примечательно, что «Ростелеком» оценивал свой проект в 181 млн рублей, а РПП – в 533 миллиона. Уже одна эта разница в цифрах, по идее, должна была заставить ростовских чиновников задуматься. Однако в мэрии как будто всё заранее было просчитано и обговорено. Когда парковки наконец были построены, у РПП появился новый собственник – некто Екатерина Асессорова, прежде засветившаяся в качестве учредителя нескольких московских фирм. Впрочем, формально её не назовёшь успешной бизнесвумен. В прошлом году при выручке 22,7 млн ООО «РПП» показало чистый убыток в 31,5 миллиона. Это можно как-то оправдать проблемами с паркоматами, которые некоторое время не работали из-за вызванных санкциями сбоев в проводке платежей. Но заглянем в доковидный 2019-й: выручка 3,1 млн, убыток – 32 миллиона. Если верить официальной отчётности, то ростовские парковки приносят своей таинственной владелице десятки миллионов убытков ежегодно в течение последних семи лет! При этом компания продолжает держаться за рынок. Ну не удивительно ли? Судя по всему, довольны и ростовские чиновники, хотя от работы парковок бюджет получает сущие капли – за первый квартал текущего года в казну поступило всего 1,3 млн рублей. При этом следует учесть, что бесплатно парковаться в центре Ростова практически невозможно. Согласно статистике, из 6605 официально обустроенных парковочных мест бесплатных всего 18 (остальные 677 – места для инвалидов).

Красноярск: машиноместо под замком

По теме

В Красноярске платные парковки появились в 2014 году. Сначала право организовывать платный паркинг (1,5 тыс. мест) получила частная компания «Инфоком». Как и ростовский РПП, она скоро погрязла в убытках. Дошло до того, что город получал от неё всего 44 тыс. рублей в год (по договору – 13% от дохода). После обновления городской власти эта лавочка прикрылась, но проблемы не закончились. Мэрия поручила развивать парковки муниципальному учреждению «Красгорпарк», но это решение не понравилось антимонопольщикам. Они утверждали, что по закону об автономных учреждениях парковками должна бы заниматься специально созданная для этого структура, а «Красгорпарк» таковой не является. К тому же конкурс на организацию платных парковок в городе не проводился, а потому налицо нарушение антимонопольного законодательства. Началась вереница судебных процессов, которую мэрия города в итоге проиграла. В прошлом году городские власти нашли интересное решение: был найден частный подрядчик, согласившийся обслуживать платные парковки за 9,5 млн в год. Вот только имя его почему-то засекретили. По данным ЕИС «Закупки», определение поставщика завершено в декабре прошлого года, но вот названия компании-победителя в базе нет. При этом известно, что 25% работ должно быть передано на субподряд. На сайте красноярских парковок указаны контакты городского управления дорог и благоустройства. Что ещё интересно: платные парковки Красноярска закрыты на замки, которые открываются через специальное мобильное приложение. Отслеживать номера машин неплательщиков в таком случае просто нет надобности. Правда, в городе всего 207 платных парковочных мест, они расположены в центральных кварталах.

Липецк: народу – двор, чиновнику – парковка

Осенью прошлого года платные парковки заработали в Липецке. Здесь платными стали 832 парковочных места в центральных кварталах города. Проектом занимается муниципальное учреждение «Управление главного смотрителя Липецка», которое до сих пор ведало в основном благоустройством. Теперь экстравагантное название ведомства приобрело новый смысл: главный инструмент муниципальных парковщиков – видеокамеры, фиксирующие неплательщиков. Причём смотреть нужно в оба, поскольку желающие сэкономить на парковке граждане стремятся снять с припаркованных автомобилей номера. Так как действующие ПДД буквально не запрещают стоянку автомобиля без номерных знаков, зафиксировать нарушителя нужно до того, как он успел снять или чем-то прикрыть номер.

Тарифы в Липецке пока довольно низкие: 34 рубля за час стоянки по будням с 8 до 20 часов, в выходные и праздники парковаться можно бесплатно. Легко посчитать, что без учёта бесплатных часов и льгот парковки будут каждый день приносить городу 340 тыс. рублей, а в год – около 80 миллионов. Прямые затраты муниципалитета на организацию платных парковок составили всего 12 млн рублей, так что они скоро окупятся. А вот по бюджету работающих в центре города липчан новая затея точно ударит. Если парковаться каждый день в рабочие часы, то за месяц придётся заплатить более 5 тыс. рублей. В итоге местная пресса уже пишет, что автомобилисты теперь всё чаще паркуются во дворах. А на платных парковках заметно много служебных автомобилей муниципальных и государственных структур. Выходит, городское начальство просто освободило место на парковках для себя? Кстати, жителям центральных кварталов уже предложено покупать годовой абонемент за 1508 рублей. Легко предположить, что если они этой возможностью воспользуются, то свободных парковочных мест для всех остальных просто не останется. Это может стать поводом для повышения тарифов.

Кстати

Должны ли платные парковки быть полноценным бизнесом или главная их задача – регулировать загруженность дорог в центральной части городов? Согласно второй концепции, чтобы разгрузить города от пробок, стоит уменьшать количество мест для парковок и делать стоянку дороже. Правда, в этом случае необходимо развивать общественный транспорт, делая его более привлекательным, чем личный автомобиль: комфортным, быстрым, пунктуальным. Однако мы не нашли примеров вне столицы, когда бы при установлении платы за парковку чиновники сразу же говорили: мол, зато троллейбусов и трамваев теперь станет больше, а стоимость проезда в них снизится.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.06.2024 13:00
Комментарии 0
Наверх