Версия // Бизнес // Импортозамещение в России переходит в стадию, когда стратегически важные разработки или новейшие продукты, которыми гордится страна, должны быть полностью локальными

Импортозамещение в России переходит в стадию, когда стратегически важные разработки или новейшие продукты, которыми гордится страна, должны быть полностью локальными

1980

Используешь российское – будешь на коне

Импортозамещение в России переходит в стадию, когда стратегически важные разработки или новейшие продукты, которыми гордится страна, должны быть полностью локальными (скриншот: youtube.com/ PRO АВТО, publicdomainpictures.net, pxhere.com)
В разделе

Импортозамещение в России переходит в стадию, когда стратегически важные разработки или новейшие продукты, которыми гордится страна, должны быть полностью локальными. Использование в них импортных деталей – и китайских тоже – уже моветон. К тому же отечественные производства успешно справляются с возросшей нагрузкой, нужен только выход на рынок, без помех со стороны китайской экономической экспансии.

«У вас где сделан руль? Китайский? Хочется, чтобы руль был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы», – так глава правительства РФ Михаил Мишустин отреагировал на детали машин новой линейки Volga, которая была представлена на выставке «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2024). Анонсированы седан D-класса Volga С40, кроссовер С-класса Volga К30 и кроссовер D-класса Volga К40 – эти модели будут выпускаться на площадке нижегородского автомобильного кластера.

Неполный уровень локализации (локализация – это создание продукта полностью из отечественных составляющих) оставил у премьера неприятный осадок.

Неудивительно: на крупнейшей выставке индустрии представляют новейшие российские разработки, и вдруг выясняется, что в них присутствуют китайские детали. На сегодняшний день такой подход уже воспринимается как неуважение к собственной стране и в целом как не очень красивое поведение, ведь перед российской экономикой поставлена четкая задача: развиваем свое, упор на импортозамещение и технологический суверенитет.

Поддержка отечественного производства – вопрос политической гордости

С одной стороны, Китай, дружественная держава по отношению к России, вовремя подхватил нашу экономику в ситуации, когда европейский бизнес резко и в одночасье просто бросил российский рынок и ушел. Многие ниши оказались оголены. А работу нужно продолжать. Да, включенность китайской промышленности в потребности России оказалось большим подспорьем.

В то же время нужно четко понимать: Китай всегда будет стоять на страже собственных интересов. Даже приходя на помощь России, КНР думает о своей выгоде. В итоге уже в 2023 году, через год после ухода западных компаний из России, обнаружилось, что китайская продукция начала доминировать над российской, мешая задачам импортозамещения. Например, этот момент отмечал председатель Российского агротехнического форума, экономист и промышленник председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин: «Рынок сельхозтехники в этом году вырос в денежном выражении на 41%, российское производство — на 24%, но это меньше рынка. Наша доля упала, импорт же вырос на огромные 63%. Китайцы занимают ниши, освобожденные западными поставщиками».

По теме

Или, к примеру, металл российская машиностроительная отрасль пока чаще закупает за рубежом – потому что это дешевле, выгоднее. Хотя тот же Новолипецкий металлургический комбинат выпускает свою качественную продукцию. По словам главы ОАО «Гидропривод» Игоря Золотухина, действительно, Китай берет ценой, хотя не факт, что китайские предложения качественнее: «Мы 80 лет занимаемся выпуском гидравлики и поставляем оборудование на такие крупные заводы, как КамАЗ, Ростсельмаш, Урал. Все понимают, что проблемы у всех одинаковые – конкуренция с производителями из Китая. К сожалению, технические возможности Китая несопоставимы с нашими. Цена на китайское оборудование меньше, чем наши прямые затраты».

По мнению промышленников, нужно модернизировать отечественную техническую базу, а также повышать в целом конкурентоспособность экономики России. Потому что пока Китай не отступает. Вот цифры, которые приводит Константин Бабкин: «Россия сохраняет высокую импортозависимость, в гидравлике доля импорта – 91%, в подшипниках – 79%, в электронике – 76%. Компонентов производят мало, потому что раньше мы опирались на западные комплектующие, а сейчас — на китайские».

«Рынок оказался просто распахнут для партнеров из Китая, а привести это может к еще большей импортозависимости. Зависели от Запада – теперь будем зависеть от Востока? Это явно неверный подход. И по крайней мере радует, что федеральные власти уже это поняли и сами постепенно разворачивают локомотив российской экономики в сторону внутреннего производства. Уверен, что постепенно китайской продукции будет все меньше на нашем рынке, потому что сегодня выгодно продвигать именно отечественные продукты, в любой сфере. Это в том числе и вопрос политической гордости, подачи России на международной арене», – считает политолог Алексей Южнов, комментируя ситуацию.

Посадит ли Китай россиян на свои подъемники?

Машиностроение – одна из стратегических отраслей любой экономики, она двигает промышленность вперед, дает новые технологии. Однако Китай может помешать развитию этого сектора в России, потому что пытается доминировать и в нем. И речь не только об автопроме или комплектующих для российских заводов. Например, КНР пытается выйти в Россию и со своими канатными дорогами. Это случилось в 2022 году, после того как европейские производители канатных дорог (известные всему миру бренды Doppelmayr, Poma, Bartholet) ушли из России.

В Китае подъемники производят разные компании, самая крупная из них – BMHRI. Сразу заметим, что этот бренд входит в китайский холдинг Sinomach Group, который занимается разными видами деятельности. И такой разброс уже не в плюс этой компании, поскольку производство подъемного оборудование – сложное дело, требующее узконаправленной сосредоточенности.

Тем не менее, BMHRI, по данным редакции «Версии», уже предлагала свою продукцию в ряде регионов страны, где есть горнолыжные курорты (например, в Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Новгородской областях). Правда, китайские канатные дороги пока не появились ни на одном из российских курортов. Туристические кластеры предложения Китая рассматривали, но до реализации планов не дошло.

С одной стороны, Китай, как всегда, предлагает более дешевый вариант по сравнению с российским, это уже ясно по действию КНР в других секторах экономики. Возвращаясь к принципу демпинга, которого придерживается Китай, стоит заметить, что такой подход китайского бизнеса к ведению дел существовал и ранее, ничего не изменилось. К примеру, в материале, опубликованном в «АиФ», экономист, профессор РЭУ имени Плеханова Павел Журавлев вспоминает интересный случай. Он рассказал о собственном опыте 12-летней давности, когда на нижнетагильском заводе разрабатывались вагонные тележки (ходовые части железнодорожного вагона). Завод сделал модель с гарантией на 350 тысяч км. Но китайцы предложили дешевле, а на гарантию уже мало кто обратил внимание – и зря: китайские тележки были рассчитаны только на 50 тысяч км пробега. «Погоня за копеечной выгодой приводит к многотысячным потерям», - убежден экономист. Почему же этот подход не сработал здесь, в сфере производства канатных дорог? Может быть, именно потому, что стало ясно: экономия может обернуться еще большими расходами.

Без единой импортной детали

По теме

Отметим, что в России есть собственное производство этих сложнейших механизмов. Причем созданное не вчера, и в этих компаниях работают профессионалы. Практика показывает, что им доверяют: например, с компанией-производителем «РУСЛЕТ» уже заключены договоры на поставку подъемников на курорты «Большой Вудъявр» в Мурманской области, «Архыз» в Кабардино-Балкарии, «Турьев Хутор» в Сочи, «Мамисон» в Северной Осетии, «Ведучи» в Чеченской Республике. Если такие крупные курорты доверяют оснащение своих подъемников отечественному производителю, который, при этом, справляется с такими серьезными объемами, то это только подтверждает возможности российских компаний по обеспечению внутреннего рынка такой продукцией. Также активно занимаются проектированием и разработкой подъемников компании НКД, «ТР Системы». Причем этот сектор отечественной промышленности ставит перед собой задачу тотального импортозамещения. Например, в Тверской области создается завод «ТверьКанатДор», производственная площадка «РУСЛЕТа», и здесь будут выпускать полностью локализованную канатную дорогу – ни одной импортной детали, в том числе и китайской, в ней не будет. Думаем, Михаилу Мишустину будет приятно прокатиться в кресле такого полностью отечественного горнолыжного подъемника.

Важно, что российские разработчики имеют большой опыт взаимодействия с европейскими коллегами, создающими канатные подъемники. При этом отечественные канатные дороги еще и выдерживают строгие регламентные требования, которые есть сейчас, – а впереди ужесточение правил, в России планируют усилить параметры проверки такого подъемного оборудования с точки зрения безопасности.

Китайские канатные дороги могут поражать воображение внешним видом – китайцы очень хорошо умеют удивлять – однако справятся ли они с жесткими правилами сертификации, неизвестно. Как отмечают игроки рынка, подъемники Китая отстают от европейских в своих технологиях, причем не на год-два. Когда-то, развивая собственное производство подъемных дорог, КНР основывалась на опыте Европы, но сегодня европейские технологии сильно ушли вперед.

О технологическом устаревании канатных дорог производства Китая говорят, например, представители одного из крупнейших курортов России – сбербанковского «Манжерок». Такому экспертному мнению можно доверять, считает Алексей Южнов: «Можно было бы поставить под сомнения рассуждения о том, что китайские подъемники не столь хороши. Однако если даже представитель Сбербанка, крупнейшего банка страны, причем замечу, государственного банка, отмечает устарелость оборудования КНР, то это заслуживает доверия. «Манжерок» эксплуатирует горнолыжное оборудование, поэтому, думаю, знает, о чем говорит. Что касается технологий Китая – нельзя охватить все направления: буквально на днях китайский космический зонд успешно сел на Луне, но это не значит, что такого же успеха страна достигает и в других сферах».

Туризм становится локомотивом для развития других отраслей экономики России, отмечал ранее министр экономического развития Максим Решетников: «Очень важно, что инвестиции идут не на закупку импортного оборудования, а на заказы для наших предприятий».

В свою очередь, Михаил Мишустин, выступая на ЦИПР-2024, заявил, что власти будут стимулировать и поддерживать бизнес, который закупает и пользуется именно российской продукцией: «Рассматривается вопрос о предоставлении дополнительных стимулов организациям, которые отдадут предпочтение отечественным разработкам, в том числе кредитов по льготной ставке на проведение соответствующих закупок. Такое решение даст компаниям больше ресурсов для развития».

Сегодня становится важной поддержка со стороны государства отечественных предприятий. По мнению Алексея Южнова, пока условия неравны, в том числе учитывая налоги и ситуацию с кредитованием, а нужно сделать так, чтобы и компоненты, и готовую продукцию было выгоднее производить в России, а не в Китае: «К тому же у России есть все, что нужно: кадры, компетенции, традиции и ресурсы. Свой рынок нужно защитить через техническое регулирование и стимулирование притока сильных инженерных кадров на предприятия».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.06.2024 14:33
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх