Версия // Общество // В конце «Холодной войны» советские атомоходы прорывали кордоны НАТО

В конце «Холодной войны» советские атомоходы прорывали кордоны НАТО

29373

Тихая война. Операция «Апорт»

ГИСУ «Колгуев»
В разделе

Война под водой имеет свои особенности. Очень важно незаметно для противника вывести свои подводные лодки на рубеж атаки. Если это не удаётся, то с самого начала патрулирования лодка находится под прицелом противолодочных сил противника, и, в случае начала войны, шансов у неё не будет. Об одной из операций по развертыванию подводных лодок Северного флота мы расскажем в этой статье.

Пролог. Операция «Апорт»- русская карусель

Перед своим уходом в отставку, легендарный Главком ВМФ СССР адмирал Сергей Георгиевич Горшков на одном из совещаний вынужденно констатировал, что советский ВМФ до сих пор не может вскрыть районы боевого патрулирования новейших на то время американских атомных подводных лодок типа «Огайо» с баллистическими ракетами «Трайдент». Новый Главком – адмирал флота Владимир Чернавин, бывший подводник, воспринял эту информацию, как приказ своего предшественника. Началась подготовка к нескольким крупным операциям. Подводные лодки Северного флота, выходя в Атлантику, были вынужденно прорываться через Фареро-Исландский противолодочный рубеж. Об этом рубеже и о системах контроля Мирового океана смотри статью «Тихая война. SOSUS». Прологом стала операция «Апорт». Главными действующими лицами всей нашей истории стали атомные подводные лодки 33-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота. В её состав входили атомные многоцелевые подводные лодки проекта 671РТМ и 671РТМК шифр «Щука-Б». По классификации НАТО эти лодки назывались «Виктор» -1,2,3 в зависимости от модификации. Американцы же называли эти лодки уважительно «Чёрным принцем». Об одном из эпизодов «Холодной войны» с участием «Чёрного принца» смотри статью «Тихая война. Трофей «Чёрного принца».

Основной задачей операции «Апорт» стало вскрытие районов патрулирования американских атомных подводных лодок в Северо-Восточной Атлантике. Операция началась в мае 1985 года, на пике «Холодной войны» При разработке операции руководство флота поставило перед штабом 33 дивизии задачу – никаких шаблонов. Дословно было сказано: «Закрутите такую карусель, чтобы у американцев голова пошла кругом», Штабные офицеры задачу поняли буквально.

29 мая атомные подводные лодки К-299, К-324, К-488, К-502, К-147 скрытно вышли из Западной Лицы и взяли курс на запад, «за угол». Им предстояло прорваться через Фареро-Исландский противолодочный рубеж. Кроме них в операции были задействованы гидрографическое судно «Колгуев» проекта 861, большой разведывательный корабль (БРК) ОСНАЗ ССВ-516 «Лира» проекта 1826 и четыре дальних противолодочных самолета Ту-142М из состава 35-й дивизии дальней противолодочной авиации Северного флота, базировавшихся на Кубе, на аэродроме Сан-Антонио. Первоначально курс лодок был проложен так, что создавалось впечатление, что лодки идут в Средиземное море на смену несущим там боевую службу подводным лодкам. Это было правдоподобно ещё и потому, что срок боевой службы лодок в Средиземном море подходил к концу. Но потом лодки исчезли и появились в Карибском море. Дальше началась карусель, придуманная в штабе 33 дивизии. Для окончательного запутывания противника лодкам на время операции присвоили позывные буксиров и минно-торпедных барж, которые находились в базах Кольского полуострова. Операция «Апорт» стартовала 18 июня 1985 года. Два атомохода двинулись друг за другом по часовой стрелке, два – навстречу им против часовой стрелки. К этой карусели подключились четыре Ту-142М. Американцы почувствовали что-то неладное. Это отчетливо наблюдалось на борту БРК «Лира». На борту разведчика находился штаб операции, поддерживающий связь со «Щуками-Б» через спутник. Смысл действий североморцев заключался в следующем. Северо-Восточная Атлантика были районом боевого патрулирования новых американских атомных подводных лодок типа «Огайо» с баллистическими ракетами «Трайдент».

БРК «Лира»
БРК «Лира»

«Огайо» охраняли атомные многоцелевые лодки типа «Стёрджен», и пришедшие им на замену лодки типа «Лос-Анжелес». После появления в этой зоне советских атомоходов, точное положение которых было не определено, американские «стратеги» получили приказ уйти из этого района Мирового океана. При этом они попадали под тройной контроль – из-под воды за ними наблюдали «Щуки-Б», на воде следили «Лира» и «Колгуев», а с воздуха Ту-142М, которые устанавливали барьеры из гидроакустических буёв. Американцы встревожились, и встревожились сильно. Они подняли в воздух патрульные противолодочные самолеты с авиабаз Бермудского сектора, Азорского сектора и Канадского сектора. Поиск наших лодок велся круглосуточно. В каждом секторе совершалось по 3–4 самолетовылета в сутки. Сегодня можно сказать, что американцы так и не поняли, что же всё-таки происходило. В их морских штабах в те дни из-за непонимания царила паника. Единственное, что они смогли – это засекли К-488, и то, на обратном пути в районе Исландии. Все атомоходы вернулись домой, а «Колгуев» пошел на две недели в море Баффина для изучения ледовой обстановки и айсбергов.

«Щука-Б»
«Щука-Б»

Чем же закончился «Апорт» для Северного флота?

- К-324 имела три контакта с американскими «стратегами» и лодками сопровождения. Суммарное время слежения – 28 часов.

- К-147 в течение пяти(!) суток вела слежение за американской лодкой с баллистическими ракетами.

- Летчики на Ту-142М засекли и вели атомную многоцелевую лодку «Портсмут» (тип «Лос-Анжелес») и дважды – американского «стратега».

- Гидрографическое судно «Колгуев» с помощью аппаратуры обнаружения радиационного кильватерного следа подводных лодок шесть суток вел слежение за американской подводной лодкой с баллистическими ракетами.

Надо понимать, что в каждом случае составлялся акустический портрет американского атомохода.

1 июля 1985 года операция «Апорт» была завершена. Кроме акустических портретов, были выявлены два района патрулирования американских «стратегов» и два района патрулирования многоцелевых лодок. Так же наши подводники «ознакомились» с тактикой действия американской базовой противолодочной авиации и выработали способы противодействия. Все корабли благополучно вернулись на свои базы.

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.12.2019 13:38
Комментарии 0
Наверх