Версия // Общество // В 1983 году из-за ошибок погиб ракетный катер Северного флота

В 1983 году из-за ошибок погиб ракетный катер Северного флота

6704

Гибель Р-82

В 1983 году из-за ошибок погиб ракетный катер Северного флота
В разделе

В истории всех военно-морских флотов случаются чрезвычайные ситуации, связанные с неправильным обращением с оружием. Все эти ЧП, иногда приводящие к гибели кораблей и их экипажей, вызваны ошибками конкретных моряков – артиллеристов, штурманов, радиометристов. В этой статье мы расскажем об одной такой чрезвычайной ситуации на Северном флоте – гибели ракетного катера Р-82.

Сюжет: Армия

Ракетные катера

В 50-х годах ХХ века появилось новое оружие – крылатые ракеты класса «корабль – корабль». Первыми ракетные катера были включены в состав флота в ВМФ СССР. Тогда поступили просто. Взяли большой торпедный катер проекта 183 шифр «Большевик», и вместо четырех торпедных аппаратов и кормовой спаренной 25-мм артиллерийской установки разместили две пусковые установки для ракет П-15 шифр «Термит» и аппаратуру управления и наведения. В СССР такие катера стали классифицировать, как ракетные катера проекта 183Р, в НАТО им присвоили класс «Komar», явно намекая на незначительность угрозы. Первоначально, на Западе не понимали заложенный в них потенциал. Однако, первая же атака двух «Комаров» под египетским флагом (по некоторым данным, с советскими экипажами) в 1973 году закончилась потоплением израильского эсминца «Эйлат». Израильский корабль, построенный в конце Второй мировой войны, ничего не смог противопоставить новому оружию. Из четырех выпущенных ракет, четыре попали в эсминец. Отношение к ракетным катерам изменилось моментально. Их стали строить в США, Франции, Италии, ФРГ, Норвегии, Швеции, Израиле и Японии. Один раз Израилю пришлось даже выкрасть постороженные для него катера. Об этом смотри статью «Как украсть ракетный катер». Росли водоизмещение и возможности ракетных катеров. Интересно, что первые советские ракетные катера проекта 183Р в НАТО обозначали как «Komar», а последние большие ракетные катера советской эпохи семейства проекта 1241 шифр «Молния» уже как ракетные корветы класса «Tarantul». Почувствуйте, как говорится, разницу.

Неудавшаяся стрельба

После принятия на вооружения катеров проекта 183Р, имеющих две ракеты П-15, флот потребовал от промышленности спроектировать и построить катера, которые были бы вооружены четырьмя ракетами П-15 и двумя спаренными 30-мм пушками. Так появились катера проекта 205, ставшие, без сомнения, одними из самых популярных в мире. Всего было построено 274 катера модификаций 205, 205У, 205ЭР, 205М. Строительство серии осуществлялось 10 лет, с 1960 по 1970 годы. Основными были катера проекта 205 с четырьмя ангарами для ракет и проекта 205У, с четырьмя цилиндрическими контейнерами для ракет. Оба типа могли стрелять ракетами П-15 и П-15М. 192 катера входили в состав флотов 21-й страны. В НАТО они классифицировались как катера типа «Osa-I» и «Osa-II». На базе этих катеров также большой серией строились пограничные катера проекта 205П.

По теме

На Северном флоте ракетные катера базировались в бухте Долгая. Это место больше известно, как поселок Гранитный. В составе Северного флота ракетных катеров было меньше, чем в других флотах. Это объяснялось сложными метеорологическими и ледовыми условиями эксплуатации катеров этого проекта. Но, не смотря на эти сложные условия, в Гранитном базировалась бригада ракетных катеров.

23 марта 1983 года на Северном флоте проводились учения с пусками ракет П-15М «Термит». Одна из тактических групп, ТГ-2, состояла из трех ракетных катеров проекта 205 – Р-9, Р-49, и Р-82. Катера должны были произвести пуски ракет по групповой цели. Целями служили радиолокационная мишень большой корабельный щит (БКЩ) проекта 436-бис и тепловая мишень СМ проекта 1784.

Замысел учений состоял в следующим. Стрельбу необходимо было провести по данным корабельного выносного наблюдательного поста (ВНП). Другими словами, один из катеров шел впереди остальных, и по данным его радиолокационных станций остальные катера осуществляли пуски ракет. Роль такого ВНП досталась флагману группы – ракетному катеру Р-82. Остальные катера должны были пустить по две ракеты каждый – одну с радиолокационной головкой самонаведения (РГС), другую с тепловой головкой самонаведения (ТГС).

Как показала последовавшая после гибели катера работа комиссии, экипаж Р-82 был просто не готов к выполнению стрельб. Маневрирование катера осуществлялось «на глазок», что привело в итоге к ошибке в определении места Р-82 в 8 морских миль – 12, 1 км. Навигационная система давала большие ошибки, радиопеленгатор не работал, радиолокационная станция вышла из строя во время учения. Секстана – ручного прибора, по которому можно было определить место катера в море, на борту не было. Более того, в таких условиях никто не догадался запросить место Р-82 у двух других катеров группы.

В 16-35 Р-82 отделился от группы. Р-9 и Р-49 вошли в район пуска в 17-45. Связи с Р-82 они не поддерживали. По условиям учений, расстояние между катером ВНП и стреляющими катерами должно было быть около 130 кабельтовых – 1,3 морские мили – около 24 км. В 18-12 катер Р-9 обнаружил две цели на дальности 125 кабельтовых – 23,2 км. Не связавшись с флагманом Р-82, с катеров Р-9 и Р-49 произвели пуск двух ракет: с Р-9 с радиолокационной головкой самонаведения, с Р-49 – с тепловой головкой самонаведения.

Ракета, выпущенная с Р-49 (та, которая с тепловой головкой самонаведения) штатно поразила мишень типа СМ, а с ракетой с Р-9 дела обстояли значительно хуже. Из-за того, что Р-82 сместился на 12 км от расчетного, радиолокационная головка самонаведения захватила не щит-мишень, а Р-82. П-15М была, естественно, в инертном исполнении, то есть без боевой части. Но всё равно, при прямом попадании в катер, взорвалось топливо, что вызвало сильный пожар. Через 5 минут после попадания, Р-82 затонул на глубине 123 метра на расстоянии 50 морских миль – около 93 км – от побережья Кольского полуострова. Погибли 9 из 28 членов экипажа.

Подъём катера

В состав Северного флота в те годы входило уникальное судоподъемное судно СПС Карпаты» проекта 530. С помощью этого корабля была поднята погибшая подводная лодка С-80. Об этом смотри статью «Роковая ошибка трюмного машиниста».

По теме

Параметры катера проекта 205 позволяли осуществить его подъём с помощью «Карпат». Место гибели катера было зафиксировано точно. Его нашли и осмотрели с помощью наблюдательной камеры НК-300, находящейся на борту «Карпат». Осмотр показал, что катер лежит на песчано-илистом грунте на ровном киле с дифферентом в 2 градуса на корму. Надстройка выгорела, мачта была сломана. Других видимых повреждений наблюдатели в камере не увидели. В одном из контейнеров находилась ракета П-15. Именно наличие ракеты и явилось главным аргументом для подъёма катера.

В Североморск прибыли капитаны 1 ранга В.А.Молчанов и М.А.Ярош из знаменитого 40-го НИИ (40-й научно-исследовательский институт аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ). Они должны были разработать технический проект подъёма катера. Сам подъём должен был быть выполнен спасателями Северного флота. В это время «Карпаты» проходили плановый ремонт, который пришлось срочно прервать. На корме «Карпат» находились мощные балки – гиневые устройства, которые могли поднять катер, лежавший на дне. Для закрепления гиневых устройств было решено использовать опытные захватывающие устройства, разработанные и изготовленные для подъёма подводной лодки С-80.

Методика заведения под катер строп, на которых производился подъем, была интересной. С двух сторон, от затонувшего катера на якорях стояли два буксира проекта 730. От них на дно спускались буксирные тросы, соединенные со стропами, которые были заранее уложены на дне около затонувшего катера. На буксирах с помощью лебедок вытягивали тросы, прикрепленные к стропам. Весь процесс контролировался с наблюдательной камеры, спущенной с «Карпат». Через каждые 10 метров, вытягивание тросов останавливали, и наблюдатели определяли новое положение подрезного троса. Поскольку водолазный комплекс на «Карпатах» быстро ввести в строй было невозможно, то приняли решение о привлечении к подъему еще одного спасательного судна «Владимир Трефолев» проекта 527. Его водолазы должны были корректировать положение строп, чтобы они вошли под корпус катера.

Схема подъема была утверждена командованием Северного флота. «Карпаты», «Владимир Трефолев», килектор и два буксира вышли к месту затопления катера. Такая активность спасателей Северного флота не осталась незамеченной. К кораблям ежедневно подлетал «для контроля» разведывательный самолет Р-3С «Орион» ВВС США и Норвегии. Недалеко от места работ постоянно находилось норвежское разведывательное судно «Марьята». Судя по всему, натовцы не совсем понимали, что поднимают военные спасатели. Поэтому в начале июня к месту работ подошел американский танкодесантный корабль LST-1192 «Спартанберг Каунти». С него спустили на воду плавающий гидрографический буй с разведывательной аппаратурой и разместили его по корме «Карпат». Американцы имели на это право, так как подъем катера проводился вне территориальных вод СССР.

Несмотря на технические задержки, и задержки из-за кораблей и самолетов НАТО, стропы завели под Р-82, и приступили к его подъему. Катер подняли, он висел на гинях под «Карпатами». СПС буксировался к берегу СС «Владимир Трефолев» и двумя буксирами. Давать ход «Карпатам» было нельзя, так как струя от винтов могла столкнуть катер с гиней, и он опять бы затонул. Таким образом, спасатели доставили катер на мелководье, где его опустили на дно. Окончательный подъём Р-82 осуществил плавучий кран грузоподъёмностью 150 тонн.

После выгрузки ракет, и осмотра катера, было принято решение о его утилизации. «Карпаты» еще долго служили флоту. В конце 2000 года его отправили на модернизацию в Кронштадт. Работы провели, и восстановленное судно… исключили из состава флота. С тех пор оно находится в Кронштадте в ожидании утилизации.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.02.2022 18:04
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх