Версия // Общество // В 1981 году под водой столкнулись советский «стратег» и английский «охотник»

В 1981 году под водой столкнулись советский «стратег» и английский «охотник»

16652

Тихая война. Столкновение под грифом «секретно»


Фото: wikipedia/Svch433
В разделе

Во времена «холодной войны» столкновение подводных лодок под водой стало, к сожалению, нормой. Они случались не каждый день, но регулярно. Было принято считать, что все столкновения советских атомоходов и дизель-электрических подводных лодок с ракетами на борту были с американскими субмаринами.

Даже в Википедии по поводу столкновения, о котором мы расскажем в этой статье, говорится, что оно было с американской подводной лодкой. Но это не так. О типичном и одновременно необычном столкновении ПЛАРБ «Петропавловск-Камчатский» мы расскажем в этой статье.

Столкновения под водой

Появление дизель-электрических, а потом атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту создало реальную угрозу, с которой необходимо было бороться. В ВМФ СССР и флотах стан НАТО резко возросло количество противолодочных кораблей, базовая и палубная противолодочная авиация нарастила свои возможности. Но этого было недостаточно. Появился новый тип подводных лодок – лодки-охотники за субмаринами с баллистическими ракетами. Тактика действий таких лодок НАТО была проста. Субмарина скрытно находилась в подводном положении у базы подводных ракетоносцев Советского Союза. Таких районов ожидания было два. На Севере в Баренцевом море у побережья Кольского залива, на Тихом океане у выхода из Авачинской бухты. При выходе подводного ракетоносца охотник пристраивался сзади и старался сопровождать его все время патрулирования.

Для советского флота каждый выход «стратега» превращался в специальную операцию. Во-первых, на дне моря были размещены стационарные пассивные гидроакустические системы, которые давали возможность определить, дежурит ли натовский «охотник» у кромки территориальных вод или нет. Каждый выход «стратега» сопровождался боевым охранением из малых противолодочных кораблей и базовых тральщиков из состава охраны водного района – ОВР – базы подводных лодок. Их задача была вывести атомоход в открытое море и проследить, чтобы за ним не увязался «охотник».

Во время похода командир советской атомной подводной лодки должен был быть уверен в том, что за ним нет «хвоста». Самыми уязвимыми были кормовые сектора. Для того, чтобы понять, что за «стратегом» не крадется «охотник», советские подводники использовали прием, который их американские коллеги называли «Сумасшедший Иван», Суть его заключался в том, что советский ракетоносец неожиданно разворачивался на 180 градусов, и какое-то время шел в противоположном направлении, прослушивая своими гидролокаторами те самые кормовые сектора, которые стали носовыми. В случае, если за «стратегом» шел «охотник», то резкий разворот атомохода подводным водоизмещением до 18 000 тонн, делал столкновение под водой весьма вероятным. Поскольку такой маневр для натовских подводников всегда был неожиданным, они и дали ему такое ёмкое название.

Как мы уже говорили, такие столкновения были не редкостью. О некоторых из них смотри статьи «Проект «Азориан». Столкновение и поиск», «Тихая война. Акустический портрет» и "История одного столкновения".

По теме

Ещё одно столкновение

23 мая 1981 года. Баренцево море. Советская ПЛАРБ К-211 «Петропавловск-Камчатский» проекта 667БДР шифр «Кальмар» (по классификации НАТО “Delta III”) с 16 межконтинентальными баллистическими ракетами Р-29Р с дальностью полета 6 500 км возвращалась из полигона боевой подготовки в базу. Лодка двигалась на глубине 50 метров со скоростью 9 узлов – около 16 км/ч. Командир К-211 принял решение о проверке кормовой «слепой зоны». Для этого он стал совершать маневр разворота на 180 градусов, чтобы с помощью гидроакустической станции МГК-400 «Рубикон» осмотреться в кормовых секторах. На момент совершения маневра «Рубикон» не показывал наличие каких-либо целей.

Через несколько минут после совершения манёвра советский атомоход получил три мощных скользящих удара снизу в кормовую часть. Сразу после удара «Рубикон» услышал шум гребного винта подводной лодки. Через несколько минут контакт был утерян. Вероятное объяснение потери контакта заключалось в следующем. Лодка шла позади К-211 в кормовом секторе акустической тени. После разворота советского атомохода носовой гидролокатор услышал её, но неизвестная лодка продолжила движение, но так как К-211 развернулся на 180 градусов, то она снова оказалась в слепой зоне.

К-211 вид с кормы (фото: wikipedia/Svch433)
К-211 вид с кормы (фото: wikipedia/Svch433)

К-211 всплыла и своим ходом вернулась на базу. При внешнем осмотре лодки было обнаружено повреждение вертикального руля субмарины и потери нескольких резиновых звукопоглощающих пластин. Кроме этого, подводники обнаружили «сувенир» - в гребном винте атомохода застряли осколки металла с неизвестной субмарины. Завершали список повреждений пробоины в двух балластных цистернах лёгкого корпуса. Внутри поврежденных цистерн были найдены болты с потайными головками и кусок металла от легкого корпуса атомной подводной лодки. Первоначально специалисты ВМФ, проведя исследования металла, пришли к выводу, что столкновение произошло с американской атомной подводной лодкой класса «Стёджен» SSN-637 «Sturgeon» Лодка встала в ремонт. Версия столкновения с американской субмариной была единственной, она даже попала в Википедию, на страницу ПЛАРБ К-211 «Петропавловск-Камчатский».

Неожиданная информация.

Достаточно неожиданная, можно даже сказать сенсационная, информация пришла из Великобритании в 1991 году. Бывший офицер по вооружению английской многоцелевой атомной подводной лодки SS-104 «Scepter» Дэвид Форган в интервью по телевидению, которое вышло в эфир 19 сентября 1991 года, рассказал, что «Петропавловск-Камчатский» столкнулся не с американской, а с английской атомной подводной лодкой – «охотником» HMS SS-104 «Scepter» типа «Swiftsure». Шесть многоцелевых лодок-охотников этого типа входили в состав ВМФ Великобритании до 1992 – 2010 года.

Была эта утечка случайной или преднамеренной – неизвестно. В тот день роль лодки-охотника у советских баз на Кольском полуострове выполняла не американская, а английская подводная лодка. SS-104 «Scepter». «Скипетр» обнаружил К-211, и в течение некоторого времени осуществлял слежение за ней. Гидроакустическая станция «Скипетра» тип 2001 имела дальность обнаружения до 30 морских миль (около 55 км), при больших скоростях хода до 17 морских миль (31 км). Когда командир К-211 начал разворот «Сумасшедший Иван», англичане потеряли советский атомоход. Но, поскольку, английская лодка продолжала движение тем - же курсом, её носовая часть врезалась снизу в корму и винт «Петропавловска-Камчатского». Один из работающих гребных винтов советской «стратега» прошелся по носовой части корпуса SS-104 «Scepter», оторвав от него кусок обшивки легкого корпуса длиной свыше 7 м и переднюю часть ограждения рубки «охотника». Как правило, такие повреждения вызывают автоматическое отключение реактора, но командир английской подводной лодки отключил защиту реактора, и увел SS-104 «Scepter» от места столкновения. В течение двух суток экипаж находился в напряжении от аварии, и от ожидания преследования со стороны противолодочных кораблей Северного флота.

Официально было объявлено, что SS-104 «Scepter» при патрулировании столкнулась с айсбергом в Баренцевом море.

Однотипная Пл HMS Superb (фото: wikipedia/Royal Navy/MOD)
Однотипная Пл HMS Superb (фото: wikipedia/Royal Navy/MOD)

Заключение

К счастью, это столкновение не привело к трагедии, и подводники отделались лёгким испугом. Обе субмарины отремонтировали, и они снова вошли в строй:

ПЛАРБ К-211 «Петропавловск-Камчатский» снова выходил на боевые службы на Северном флоте, а в 1984 году совершил межфлотский переход на Тихоокеанский флот, где продолжал службу до списания в 2013 году. Лодка прослужила почти 37 лет. Её имя передано дизель-электрической подводной лодке проекта 636.3 Тихоокеанского флота. Новая лодка была спущена на воду в 2017 году, а в 2020 году ДЭПЛ проекта 636.3 Б-274 «Петропавловск-Камчатский» вошла в состав Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота.

SS-104 «Scepter» несла боевую службу в различных районах Мирового океана. В частности, в марте 2010 года она была отправлена в район Фолклендских островов для их прикрытия во время разведочного бурения «Desire Petroleum». Лодка была списана в 2010 году после 32 лет службы. Правда, она стала более шумной. После столкновения с К-211 при определенных режимах работы турбины шумность лодки была выше, чем у остальных лодок серии.

На подводных лодках последнего поколения нет кормовых слепых зон, поэтому надобность совершать маневр «Сумасшедший Иван» отпала.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.08.2021 12:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх