Версия // Общество // Советская атомная подводная лодка была протаранена американским авианосцем

Советская атомная подводная лодка была протаранена американским авианосцем

42586

История одного столкновения

USS Kitty Hawk CV-63. Фото: Wikipedia / U.S. Navy
В разделе

Эту историю все оценивают по-разному. У американцев своя версия. В СССР, как водится, вся информация была засекречена. Современные российские историки разделились во мнении. Одни говорят о блестящей учебной атаке, другие – о грубой ошибке командира подводной лодки. Попробуем разобраться, что же произошло в 1984 году в Японском море.

Учения и наблюдение

Все началось с 1945 года. Сразу после капитуляции Японии Президент США Трумен направил письмо Сталину, с предложением передать США остров Матуа, расположенный в середине Курильской гряды. Этот укрепленный остров был настоящей крепостью. А самое главное, на нем был построен современный, по тем временам, аэродром. Базирование там американской авиации делало уязвимым весь советский Дальний Восток и Сибирь. Сталин в ответном письме, написал, что он согласен на передачу острова, если США передадут СССР один из островов Алеутской гряды. В США обиделись. Об острове Матуа смотри статьи «Матуа – секретный остров в Тихом океане. Часть 1» и «Матуа – секретный остров в Тихом океане. Часть 2».

С тех пор на советском Дальнем Востоке разведка и силовые провокации стали повседневной реальностью. Жертвы таких столкновений были с обеих сторон. Наиболее известна история со сбитым южнокорейским «Боингом» рейса KAL-007 Анкоридж – Сеул. Об этих событиях нужно рассказывать отдельно. Регулярно проводились учения американских авианосных групп с поднятием в воздух палубной авиации, имитирующих атаку на цели, расположенные на советской территории. После вхождения американской авианосной группы в зону ответственности Тихоокеанского флота организовывалось постоянное слежение за ней. Слежение проводилось боевыми кораблями, подводными лодками, разведывательными кораблями и авиацией военно-морского флота.

ВМФ США и Южной Кореи регулярно проводят учения «Team Spirit». В марте 1984 года проводились очередные учения этой серии. С американской стороны в учении принимала участие авианосная ударная группа – АУГ – во главе с авианосцем «Китти Хок» USS «Kitty Hawk» (CV-63). Естественно, такие учения пристально отслеживаются Тихоокеанским флотом. По приказу командующего флотом слежение за американцами должны были осуществлять несколько кораблей, в том числе ракетный крейсер «Владивосток» проекта 1134 и атомная подводная лодка К-314 проекта 671В. Командовал К-314 капитан 2-го ранга Владимир Евсеенко. Лодки проекта 671 были атомными торпедными лодками второго поколения. В СССР проект 671 имел шифр – «Ёрш», в НАТО – «Victor 1». Лодка должна была выйти в район американо-южнокорейских учений, найти АУГ и следить за действиями авианосца.

РК «Владивосток»
РК «Владивосток»
Источник: https://wiki2.org/

Через несколько суток К-314 находилась в районе учений и успешно обнаружила американскую АУГ. Лодка стала следить за «Кити Хок», регулярно отправляя донесения в штаб Тихоокеанского флота. Так продолжалось неделю. Во время проведения сеанса связи, лодка специально отставала от авианосца, так как она подвсплывала к поверхности воды, чтобы поднять антенну связи. Американцы тоже следили за нашим атомоходом. Они решили воспользоваться сеансом связи, чтобы оторваться от советской подводной лодки. Им это удалось. Расстояние между К-314 и «Китти Хок» увеличилось до 20 миль – около 37 километров. После связи с штабом флота, К-314 бросилась догонять АУГ. Для этого пришлось идти на большой подводной скорости. Такая скорость из-за шума делает лодку заметной для гидроакустиков надводных кораблей. Американцы лодку засекли, полеты палубной авиации прекратили, выключили радиоэлектронные средства, и ушли в территориальные воды Южной Кореи. Через некоторое время их обнаружил ракетный крейсер «Владивосток». Вечером 21 марта, воспользовавшись данными с крейсера, К-314 снова вышла в район учений и начала поиск авианосца.

По теме

Столкновение

Поиск проводился с помощью гидроакустических систем подводной лодки. В 22-10 по местному времени на К-314 начали подготовку к сеансу связи. Для этого лодка подсплыла на перископную глубину. Командир поднял перископ и стал осматривать горизонт. На расстоянии 20-30 кабельтовых – около 3-5 км - он обнаружил несколько надводных целей. Корабли двигались навстречу лодке. Владимир Евсеенко дал команду на срочное погружение. После того, как лодка начала погружаться подводники ощутили сильный удар. Через несколько секунд произошёл второй удар. Как выяснилось позже, подводную лодку таранил американский авианосец «Китти Хок».

К-314 пришлось срочно всплывать. Как оказалось, лодка всплыла позади ордера АУГ. С авианосца подняли два вертолета, которые подлетели к советской подводной лодке и осмотрели её сверху. Лодка получила повреждения, но течи и пожара – самое страшное, что может произойти с подводной лодкой – не было. Правда, чувствовалось биение гребного вала, и при дальнейшем осмотре обнаружили деформацию гребного винта и рваные повреждения лёгкого корпуса.

«Кити Хок» так же получил серьезные повреждения. Дело в том, что при столкновении работающий винт лодки буквально вспорол днище авианосца в районе танков с авиационным топливом. Образовалась пробоина длиной 40 метров и площадью несколько десятков квадратных метров! К счастью для экипажа авианосца, керосин не воспламенился, и повреждения дальше танка авиационного топлива не распространялись. Позже, во время ремонта авианосца, в районе повреждений обнаружили фрагмент гребного винта советского атомохода и несколько кусков резинового покрытия корпуса подводной лодки.

К-314 потеряла ход и стала ждать спасателя, авианосец мог продолжать движение, но о продолжении учений речь уже не шла. Была ли угроза ядерного инцидента? Теоретически, да. У «Кити Хок» на борту было несколько десятков тактических ядерных авиабомб и ракет с ядерной боевой частью. На К-314 тоже имелись две торпеды с ядерной боевой частью. Но в тот раз все обошлось, корабли отделались механическими повреждениями корпусов.

Спасатели спешили к месту происшествия с двух сторон. Первым к месту столкновения подошёл ракетный крейсер «Владивосток», с которого провели внешний осмотр корпуса субмарины. Советскую подводную лодку взял на буксир спасатель «Машук» - по другим данным «Егорлык» - и отбуксировал её в бухту Чажма, на 30-й судоремонтный завод ВМФ. После ремонта К-314 вернулась в боевой состав флота. Но всё-таки эта лодка была несчастливым кораблем. В следующем, 1985 году, на ней произошла авария главной энергоустановки. Лодку снова поставили в ремонт. После нескольких лет службы, в 1989 году корабль вывели из состава ВМФ и поставили на отстой. В 2011 – 2012 годах лодку утилизировали.

«Китти Хок» первоначально пришел в японский порт Йокосука. Там он прошел предварительный ремонт. Окончательно, авианосец отремонтировали на военно-морской базе Субик Бей. «Китти Хок» вернулся на свою базу в Сан-Диего в августе 1984 года, и снова ушел на боевую службу. В 1987 – 1988 годах авианосец во время боевой службы совершил кругосветное плавание. «Китти Хок» выведен из состава флота в 2009 году, после почти пятидесятилетней службы. Американцы добиваются превращения его в музей.

Выводы после столкновения

И в СССР, и в США были проведены расследования произошедшего столкновения. Стороны не обменивались результатами расследования, но, похоже, были даны одинаковые оценки, правда, с разными выводами. Американцы возложили вину на командира К-314. Подводная лодка оказалась на пути большого военного корабля. Но что интересно, никаких претензий советской стороне высказано не было. У нас командира К-314 сняли с должности и перевели на берег. Больше никаких мер не принимали, комиссий по разбору причин столкновения не собирали. Представляется, что причиной столкновения стало неудачное стечение обстоятельств. Известный флотский писатель Николай Черкашин в 90-х беседовал с бывшим командиром К-314 Владимиром Евсеенко. Тот рассказал, что главной причиной столкновения была неправильно определенные гидрологические условия. В гидрологии моря есть такое понятие – слой скачка. Это слой воды с другими параметрами – соленостью, плотностью, температурой. Поднырнув под него, подводная лодка становится невидимой для противолодочных кораблей. Для того, чтобы «увидеть» подводную лодку под слоем скачка, нужно опустить антенну ниже этого слоя. Но справедливо и обратное. Подводники на лодке, находящейся под слоем скачка не слышат кораблей на поверхности. Ошибкой для командира было то, что он действовал по неправильно определенной гидрологии. По словам Евсеенко, боевой информационный пост – БИП – дал дистанцию до авианосца 70 кабельтовых, а фактически «Кити Хок» находился на расстоянии 10 кабельтовых. Согласно этому докладу БИП командир и принял решение о всплытии под перископ. Прямых и явных нарушений с советской и американской стороны в этом инциденте не было.

У американской стороны тоже были вопросы к командирам кораблей, охранявшим «Китти Хок». Как подводная лодка вероятного противника прошла сквозь кольцо охранения и оказалась внутри ордера? Почему гидроакустики крейсеров и эсминцев охранения не услышали советский атомоход? В условиях реального конфликта ни один корабль охранения не смог бы помешать К-314 произвести торпедный залп. В своё оправдание командование АУГ заявило, что своевременно обнаружило К-314, следило за ней, а так же 15(!) раз провело учебные атаки на субмарину. Это явная неправда. Если бы с лодкой был установлен гидроакустический контакт, корабли охранения авианосца действовали совершенно по-другому.

Заключение

После 21 марта 1984 года командование двух флотов сделало определенные выводы. По этому поводу официально не было подписано никакого соглашения. Но с тех пор не было зафиксировано ни одного столкновения подводных лодок с авианосцами.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.07.2020 11:01
Комментарии 0
Наверх