Версия // Бизнес // У россиян нет денег на предметы роскоши

У россиян нет денег на предметы роскоши

2377

Не до жиру

Фото: lori.ru
В разделе

Недавно рано утром нас разбудил звонок в дверь. На лестничной площадке стояла дама воинственной наружности. «Доброе утро!» – приветствовала она нас хорошо поставленным голосом. И, не дав ответить, продолжила: «Хотим напомнить, что рядом с вами работает торговый комплекс. Там вы можете найти галерею с новыми люксовыми брендами, бутики одежды, салоны Chaumet, Mercury, MontBlanc, а также салон по продаже спортивных автомобилей Porsche…

Жильцы нашего дома – в основном средний класс. Однако большинство относит себя к нему не по принципу доходов, а скорее по принципу образования и социального статуса. Поэтому к люксовому ТЦ они относятся равнодушно. Другой вопрос: с чего бы самому торговому центру, ориентированному на богатую клиентуру, заниматься такой «подъездной рекламой»? Версия одна: у торгового комплекса с бутиками серьёзные проблемы.

Подобных люксовых торговых центров в Москве около десятка: Московский ЦУМ на Петровке, ГУМ на Красной площади, ТК «Неглинная Плаза» на Трубной, Торговый дом «Весна» на новом Арбате, Смоленский пассаж и т.д. Увы, торговая жизнь в премиальных ТЦ как будто замерла. Народ ходит, но покупает мало. Неужели богатые начали испытывать столь серьёзные проблемы?

Оказывается, да. Из-за падения капитализации фондового рынка и цен на недвижимость в последние полтора-два года россияне потеряли 5% богатства, подсчитали в Credit Suisse. В связи с этим число миллионеров в России сократилось. Недавно появилась статистика: она показывает соотношение доходов самых богатых и самых бедных людей в разных странах мира. В Швеции, которая возглавляет список, это 6:1, в Германии – 7:1, в Италии – 9:1. Россия, пропуская вперёд Чехию, Румынию, Чили, Украину и Беларусь, а также Нигерию и Гондурас, занимает почётное 15-е место, несколько опережая Зимбабве. У нас соотношение доходов самых богатых и самых бедных – 45:1. То есть на 45 нуждающихся всего 1 состоятельный человек.

Сколько же осталось в России действительно богатых людей? Согласно опросу «Левада-центра»*, такие крупные приобретения, как квартира, дача и дорогой автомобиль, могут сегодня позволить себе менее 1% россиян. Причём эти люди «обновляют» свои автомобили, телевизоры и гаджеты уже не каждый год, как раньше. Причина в одном: доходы не растут, рост экономики сменила её стагнация и даже у топ-менеджеров зарплата замерла на одном уровне, не повышаясь уже примерно год, а выплата премий стала редкостью.

В этой связи торговые центры, напичканные дорогими брендовыми товарами, решили переключиться на средний класс в надежде, что там ситуация более динамичная. Но и здесь статистика говорит об обратном. Согласно опросу «Левада-центра», больше половины россиян (53%) имеют заработок, которого хватает только на самое главное – питание и одежду. А вот покупка вещей длительного пользования – например, бытовой техники или мебели – проблематична.

Конечно, как за хлебом покупатель за той же мебелью не ходит, поэтому к крупным покупкам стоит отнестись, взвесив все нюансы и отношение цены и качества. Так, белорусская корпусная мебель в Москве от компании Пинскдрев ничем не хуже, а порой даже лучше дорогих и более «далеких» заграничных собратьев и даже сама импортируется в Бельгию, Германию, Чехию и другие страны.

24% опрошенных признались, что покупка одежды затруднительна для их бюджета, хотя прокормить себя они могут. Без труда приобретают вещи длительного пользования лишь 1/5 населения, но при этом покупка действительно дорогих вещей – для них редкое явление.

Кстати, многие эксперты сходятся во мнении, что никакого среднего класса у нас в России на сегодняшний день и вовсе нет. Чиновники из Минэкономразвития относят к нему в своих докладах людей с доходом в 1 тыс. долларов на члена семьи, машиной и квартирой. При этом они особо акцентируют внимание на том, что критерий среднего класса – это размер не зарплаты, а именно дохода на члена семьи. Выяснилось, что таким критериям у нас в России сегодня соответствуют не более 10% населения. Ещё 20% россиян балансируют около этих показателей, но их Минэкономразвития всё же включает в процент среднего класса современной России. Остальные, по мнению экономистов, – это те, кто находится «над чертой бедности». «Это средний низкий класс, – объясняет генеральный директор Международного института маркетинговых и социальных исследований Александр Демидов. – Их доходы выше прожиточного минимума, но недостаточно высоки для соответствия среднему классу в классическом смысле».

Так что владельцам люксовых ТЦ, по-видимому, в ближайшее время придётся плохо. Ведь даже на мифический «средний класс» рассчитывать им, как выясняется, не стоит.

*
Негосударственная исследовательская организация «Левада-Центр» внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.06.2015 21:08
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх