Госдума и ФМС взялись за огромный массив миграционного законодательства с целью сделать из него единый кодекс с чёткими и ясными правилами. Разработкой документа будет заниматься специально созданная рабочая группа при активном участии сотрудников Федеральной миграционной службы России. Сейчас в государстве действует около 800 законов о миграции. Подчас они противоречат друг другу, а многие из этих документов были приняты ещё в 1990-е годы и считаются специалистами несовременными. По их мнению, необходимость в едином миграционном кодексе давно назрела.
«Сегодня число незаконных мигрантов, которые нарушили миграционный режим, составляет 3,3 млн человек. Будучи не в состоянии защитить себя, они фактически становятся современными рабами, – сказал глава ФМС России Константин Ромодановский на заседании круглого стола в Госдуме. – В основном это люди от 17 до 29 лет, прибывающие из Центральной Азии. Результат этого явления – возникновение временных национальных анклавов, а в ответ – видимо, оправданное раздражение нашего населения, рост ксенофобских настроений. С незаконной миграцией связаны такие явления, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия».
Вслед за думским круглым столом на прошлой неделе прошла коллегия ФМС, где замначальника ГУ МВД РФ по Москве Олег Баранов озвучил цифры: каждое пятое преступление в городе сейчас совершается выходцами из стран ближнего зарубежья. Полиция отмечает 70-процентный рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых гражданами стран СНГ. Ранее прокурор Москвы Сергей Куденеев говорил о том, что мигрантами совершается каждое пятое убийство в столице.
С простыми нарушителями миграционного режима дело обстоит так: на сегодняшний день, по данным ФМС, в России находятся около 2 млн претендентов на закрытие въезда. «За 2012 год сделали 55 тыс. закрытий въезда, – рассказал Ромодановский. – Но работаем по каждому конкретному случаю.
Если гражданин тихо просидел, работая садовником или няней, въезд ему будет закрыт на срок до двух лет. Мы считаем такую меру воспитательной. Мы его не наказываем, а даём возможность подумать». Всего в 2012 году было проведено около 6 тыс. проверочных мероприятий и назначено штрафов на 6 млрд рублей. При этом глава ФМС признал, что для наведения порядка нужно не увеличивать число сотрудников его ведомства, а «идти по пути автоматизации, создавать понятные правила».
Законодатели планируют с 1 января 2015 года ввести въезд в Россию только по загранпаспортам. Исключение составят граждане из стран Таможенного союза, Южной Осетии. Вопрос о введении виз для граждан СНГ пока не стоит, но глава ФМС уже отозвался об этой идее как о неэффективной: «На сегодняшний день это не совсем актуальный вариант. Вопрос не во въезде в РФ, а в большей степени в выполнении наших законов, наших правил». А вот идея въезда по приглашениям мигрантов из стран основного их исхода, по мнению Ромодановского, имеет право на существование.
В рамках разработки кодекса планируется также упростить порядок получения российского гражданства для инвесторов, предпринимателей, выпускников российских вузов, модернизировать процесс получения вида на жительство, усовершенствовать механизм сдачи экзамена по русскому языку для соискателей гражданства РФ, увеличить сроки закрытия въезда для нарушителей миграционного режима.
В общей части кодекса будут конкретизированы понятия «миграционные отношения», «мигрант», «коренное население». Сейчас они прописаны лишь во внутренних документах ФМС.
В кодексе пропишут перечень существующих миграционных режимов, порядок получения виз, режимы пребывания и особенности регистрации иностранцев в России.
«Разработка и принятие миграционного кодекса РФ позволит искоренить действующие противоречия, сделать миграционное законодательство более понятным и для соотечественников, и для трудовых мигрантов», – сообщил председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. Он не исключил, что свод законов о миграции «может быть запущен к следующему, 2014 году». По словам главы комитета, в осеннюю сессию пройдут парламентские слушания по проекту миграционного кодекса.