Версия // Власть // Стоит ли ожидать массового исхода министров из правительства?

Стоит ли ожидать массового исхода министров из правительства?

1976

Беглый дом

В разделе

Над правительством сгущаются тучи: в мае вокруг кабмина произошёл ряд событий, которые эксперты связали с ослаблением позиций премьера Дмитрия Медведева. Это и отставка вице-премьера Владислава Суркова, и недавняя резкая критика правительства со стороны «серого кардинала» российской экономики Алексея Кудрина, и почти анекдотичный случай, произошедший на днях с вице-премьером Аркадием Дворковичем, которого сотрудники Федеральной службы охраны не пустили на запланированную встречу с Владимиром Путиным. На фоне этих событий эксперты начали прогнозировать скорую и неминуемую отставку Дмитрия Медведева и его министров. Насколько реалистичны эти прогнозы?

Владимир Слатинов, политолог:

— Если посмотреть на всё происходящее с точки зрения большого политического процесса, то, безусловно, это отражение борьбы двух суперкрупных группировок в окружении Владимира Путина – так называемых силовиков и системных либералов. Но надо признать, что эти группы довольно разнородны. Когда Путин отказался идти на третий срок, то вокруг него усилился клан системных либералов. Но возращение Путина в президентство привело к усилению влияния силовиков. Это всё началось с событий на Болотной, с «акта Магнитского». Путин ввёл жёсткую риторику, и средний класс от него фактически отвернулся. При этом правительство возглавляет Дмитрий Медведев, который стоит во главе группировки системных либералов. Таким образом, силовики, упрочив свои позиции, получили в качестве объекта атаки правительство, возглавляемое системным либералом. На протяжении последнего года мы чётко видим, как с возрастающей силой силовая партия последовательно давит на правительство. Сечин, Чемезов, администрация президента, которая просто напичкана бывшими министрами, стремятся так или иначе влиять на правительство и активно подминать его под себя. То есть вокруг правительства сложилась негативная коалиция. Кроме того, к коалиции силовиков примыкает думская системная оппозиция, отмежевавшаяся от белоленточников и встроившаяся в вертикаль. При этом по новым правилам игры они президента вообще не критикуют.

Правительство Медведева сейчас не политическое, но и не техническое. Главная его проблема в том, что оно зависло между этими статусами.

Геннадий Селезнёв, председатель Госдумы РФ второго и третьего созывов:

— Сурков подал сигнал – «делай как я». Правительство, на мой взгляд, висит на ниточке, и не ровён час, что оно всё уйдёт в отставку. Конечно, Дмитрий Медведев снова будет предложен в качестве премьера – я в этом абсолютно не сомневаюсь. Но в целом слишком много министров, которым надо последовать примеру Суркова и покинуть свои посты. В частности, министр Ливанов. Я вообще не понимаю, как он работает. Его не критикует уже лишь только ленивый. Но при этом самому Ливанову важно только то, что он из команды Путина. Он это на каждом углу подчёркивает, считая, что президент его не предаст. Вот таких «преданных» правительству не нужно, но, к сожалению, таких там и немало. Назначение Сергея Приходько меня не удивило. Приходько — самый опытный аппаратчик, который работает со времён Ельцина. Он знает, что от кого требуется. Видимо, функционально на этой должности сейчас нужна другая роль, а не та, которую пытался играть Сурков. То есть Приходько не будет заниматься ни политтехнологиями, ни интригами – это для него дело далёкое. А организовать работу аппарата в том регламенте, как предписано, контроль за исполнением поручений, наверное, он сумеет — за эти годы наверняка поднаторел в подобных делах.

Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, в 1993—1996 годах руководитель администрации президента России:

— Россия, к сожалению, не развивается в лучшем направлении. Нам требуется развитие промышленных сфер, индустриализация в этом направлении, на этой базе развитие прикладной науки и создание новейших технологий. Но сегодня, в том числе и по бюджету, этому вопросу вообще не придаётся никакого значения. С каждым годом мы всё больше и больше наращиваем свою экономику за счёт нефти и газа. Это обещает очень тяжёлое будущее для нашей страны. Правительство – это исполнительная власть, и нужно правительству отдать все рычаги управления и не трогать его после того, как все кардинальные проблемы решены на бумаге и остаётся только реализовывать намеченный план. Я наблюдаю, как в этом году правительство очень сильно дёргают: президент обещает что-то на телевизионных встречах, на выборах. Но перспективные стратегические планы формируются не из обещаний – это очень серьёзная работа, требующая тщательных расчётов. Сегодня большая проблема России состоит в том, что у нас нет стратегического плана развития страны, нет стратегического плана развития регионов. Изменится ли этот подход – посмотрим, но дело действительно идёт к переформатированию правительства. Медведев и сам признаёт, что в его адрес звучат нападки, и имидж его при этом страдает. Уберёт Путин Медведева с поста главы кабинета или нет – прогнозировать бесполезно. Но совершенно очевидно – придёт время, начнут искать виноватых, тех, кто не принимал стратегических решений. Во время последней избирательной кампании были даны колоссальные обещания, а затем поручения правительству в виде президентских указов. Поэтому правительство находится в очень тяжёлом положении.

Владимир Слатинов, политолог
Владимир Слатинов, политолог

Геннадий Селезнёв, председатель Госдумы РФ второго и третьего созывов
Геннадий Селезнёв, председатель Госдумы РФ второго и третьего созывов

Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, в 1993—1996 годах руководитель администрации президента России
Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, в 1993—1996 годах руководитель администрации президента России

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.05.2013 22:48
Комментарии 0
Наверх