У родственников погибшего террориста Тамерлана Царнаева, подозреваемого в организации бостонских взрывов, неожиданно возникли проблемы с захоронением тела. Останки было забрал американский дядя Царни, но вот администрации местных кладбищ заняли глухую оборону: ни один из американских некрополей не будет предавать тело земле. Впрочем, в отношении террористов религиозные обряды не соблюдаются уже давно, да и в последний путь боевиков провожают, не слишком заботясь о традициях. Тело убитого Усамы бен Ладена американские военные сбросили с вертолёта в море, а бесланских убийц, говорят, вообще похоронили в свиных шкурах, что по мусульманским понятиям – позорнее некуда. Так что Царнаеву ещё, можно сказать, повезло, ведь его останки готовы захоронить в Дагестане – местное духовенство по недоброй традиции закрывает глаза на земные проступки усопших. Впрочем, в России, как и за океаном, немало тех, кто считает, что террористов хоронить в соответствии с религиозными традициями слишком жирно.
Впервые о радикальном способе борьбы с шахидством – похоронах в свиных шкурах – в России заговорили после бесланского теракта. Заговорили, надо отметить, на самом верху законодательной власти, в Госдуме. «Мы будем заворачивать террористов в свиные шкуры и закапывать», – предупредил депутат Франц Клинцевич. Он же выступил инициатором поправки в законодательство, запрещающей выдавать родственникам трупы террористов.
Если погибший шахид соприкасается со свиной шкурой – а хрюшки у мусульман традиционно считаются нечистью, – то все его прижизненные заслуги разом списываются со счетов. Ни тебе места в раю, ни послаблений для членов семейства – ничего. Какой же смысл рисковать жизнью? Вот именно, никакого. Говорят, что, если бы в Дагестане последовали чеченской практике, стрельба в республике немедленно прекратилась бы. Как прекратилась она в Чечне после того, как Духовное управление мусульман (ДУМ) этой республики запретило хоронить убитых боевиков на местных кладбищах. По словам представителя Султана Мирзаева, «родственники бандитов сами находят места для могил, и никто не знает об их расположении». Вот только значительно чаще места для могил террористов подыскивают те, кто участвовал в их ликвидации. Об этом все знают, и это знание удерживает многих от недальновидных поступков. Стоит отметить, что практика «особых похорон» полностью себя оправдала, а президент Владимир Путин высказался о ней предельно ёмко: «Я согласен, что это жестоко. Но и деятельность самих террористов не отличается благообразием и толерантностью». Но справедливости ради стоит отметить, что практика похорон в свиных шкурах отнюдь не российское ноу-хау. Первыми этот эффективный метод борьбы с террористами применили англичане в начале XX века. Позже аналогичным образом поступали американцы в Ираке и Афганистане. Правда, о свиных шкурах у янки распространяться не принято, а «анонимные» похороны они объясняют тем, что таким образом «препятствуют поклонению убийцам».
Но вернёмся к погибшему в Бостоне террористу Царнаеву. Постыдное погребение ему, кажется, не грозит. «Если тело Тамерлана Царнаева всё же доставят в Дагестан, то его похороны здесь пройдут максимально скромно, без каких-либо массовых акций», – обещает пресс-секретарь Дагестанского муфтията Магомедрасул Омаров. Но дело-то вовсе не в массовых акциях, а в том, что могила Царнаева станет объектом поклонения местной молодёжи, как становились таковыми практически все свежие захоронения дагестанских «амиров». Кстати, занятно, что говорит пресс-секретарь Омаров об отказе американских имамов хоронить мусульманина: «Они сами не знают, кому служат, это не по законам ислама. Всем судья только Всевышний, и если за Царнаевым есть вина – с него спросят на том свете». По словам Омарова, решение заокеанских мусульман «поляризует правоверных», но эта поляризация уж точно не хуже нездоровой практики создания ложных кумиров в лице шахидов.
Следует рассказать и ещё кое-что. По древним мусульманским законам священнослужители могут отказаться от проведения религиозного обряда только в том случае, если покойный считается «вышедшим из ислама». Террористы под это определение не подпадают, хоть они и нарушили не только человеческие, но и небесные законы. Кремация тел террористов, к которой нередко прибегают силовики после спецопераций, считается большим грехом. Но и среди мусульман находятся те, кто считает, что с умершими террористами поступать нужно жёстче, чем с простыми смертными. По словам члена Общественной палаты Дамира Мухетдинова, «тысячелетия назад было прописано: мусульманин, который убивает мирных граждан, приравнивается к убийце, его грех является наиболее тяжким. Захоронение таких людей по мусульманским традициям и обычаям считается неправомочным… Эти люди – не просто по локоть, а полностью утонувшие в крови женщин, стариков и детей – погибают собачьей смертью и не заслуживают обычного погребения».
А что говорит на сей счёт наше земное законодательство? Согласно закону «О погребении и похоронном деле» тела лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено в связи с их смертью в результате пресечения террористической акции, для захоронения не выдаются, о месте их захоронения не сообщается. Аналогично, кстати, поступают и в ряде стран Арабского Востока.