// // Страхование музейных шедевров невозможно без помощи государства

Страхование музейных шедевров невозможно без помощи государства

531

Искусство под защитой

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предложил ввести систему государственного страхования музейных выставок. В прошлом году об этом говорил президент. Однако самостоятельно музеи с этой задачей не справятся.

Цена шедевра крупного музея начинается от 300–400 тыс. долларов, а на выставки вывозится далеко не один предмет. Спонсоры иногда приходят на помощь, но участвуют в обеспечении безопасности выставок, скажем в российской провинции, весьма неохотно. Да и сама процедура страхования музейных экспонатов, по словам специалистов, дело хлопотное и сложное. Ведь определить страховую сумму для старинного кубка или картины очень непросто. Кстати, в Европе музейными экспонатами занимаются всего лишь несколько оценочных фирм, которые привлекают международных сертифицированных оценщиков. Немногие компании специализируются на этом и в России. Крупнейшие из них – «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование». Эксперты отмечают, что работа на этом рынке требует большого опыта, международных связей, специально обученного персонала и глубинного знания всех технологий, связанных с экспонированием. Именно поэтому не каждая компания может позволить себе заниматься таким видом страхования.

Михаил Пиотровский уверен, что выход есть – это государственные гарантии страхования выставок, которые музеи проводят по стране. «Министерство финансов говорит: это невозможно, это плохо, мы лучше будем давать вам деньги на коммерческое страхование. Конечно, не будут давать, – уверен Пиотровский. – Весь мир идёт по пути именно государственных гарантий, есть отработанные схемы, при которых государство уже не несёт больших расходов. Вот сейчас у нас должна быть выставка в Казани – «Импрессионисты и их время». Это коллекция Щукина и Морозова, так называемое трофейное искусство. Таких выставок не было за пределами Петербурга и Москвы просто никогда».

Во всём мире страхование любого произведения, отправляемого на выставку, является общепринятой практикой. Но цены на предметы искусства растут, а вместе с ними растёт и стоимость страховки, становясь всё более неподъёмным грузом для музейных бюджетов. Выставки за рубежом музеи часто проводят по обмену, и тогда страховка полностью оплачивается иностранными партнёрами. Но в последние годы и они становятся редкостью, и всё по той же причине: растущая стоимость произведений искусства.

«Условия, при которых мы организуем выставочные обмены, усложняются с каждым днём, – рассказала президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. – Очень серьёзным препятствием становится проблема страхования произведений искусства. Кроме того, сильно дорожает упаковочный материал, поскольку к нему постоянно возрастают требования. И если мы хотим, чтобы это направление культурного обмена развивалось, правительство должно принимать в этом участие».

Говоря о рисках, страховщики отмечают, что чаще всего предметы искусства терпят бедствие в пути. Поэтому страхуют их по системе «от гвоздя до гвоздя». Кстати, именно по такой системе в своё время ГМИИ им. Пушкина застраховал картину Рембрандта «Портрет пожилой женщины», которая экспонировалась в Хьюстоне. Страховка действовала, начиная с момента упаковки картины в ГМИИ и вплоть до её возвращения на родную стену. «При транспортировке в Хьюстон полотно было повреждено – из-за отрыва крепежа в правом нижнем углу холста появился разрыв размером 7,5 сантиметра с повреждением красочного слоя, – рассказали в «Ингосстрахе». – По условиям полиса страховщики должны были возместить музею расходы на реставрацию картины и компенсировать снижение её рыночной стоимости, которое составило 10% (1,2 млн долларов)».

Не всё просто и с урегулированием убытков. Как говорят специалисты, чтобы урегулировать заявленный страховой случай и определить сумму возмещения, необходимо провести дорогостоящую независимую экспертизу. Так что с момента сообщения о происшествии до дня выплаты по страховке иной раз проходят годы. Государство вроде бы не против того, чтобы помочь в страховании выставок. «Министерство культуры РФ ждёт от Ассоциации музеев единой сформулированной позиции по государственному страхованию произведений искусства, чтобы приступить к рассмотрению вопроса», – заявил на днях министр культуры Владимир Мединский. Однако к каким выводам придут чиновники, оценив ситуацию, остаётся только гадать.

Страхование картин – дело затратное не только для российских музеев. Знаменитая «Джоконда», хоть и защищена бронированным стеклом, но не застрахована. Эксперты не решаются назвать даже приблизительную стоимость реликвии парижского Лувра.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.10.2013 15:26
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх