// // Чиновники решили избавиться от балласта в театральных труппах

Чиновники решили избавиться от балласта в театральных труппах

456

Талант, раскройся!

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
В разделе

Разговоры о том, что необходим закон о переаттестации работников творческих профессий, ведутся с прошлого года. Ну а на днях Госдума приняла в первом чтении такой законопроект. В депутатских и министерских кругах уверены, что это даст возможность трудоустроиться молодым и подающим надежды артистам. Сами же творческие работники по-разному относятся к данной инициативе: одни её приняли, другие считают, что это может стать очередной охотой на ведьм. Подробности выясняла «Наша Версия».

Если законопроект пройдёт все инстанции, то в Трудовой кодекс внесут поправки, по которым трудовые договоры с творческими работниками должны будут заключаться только сроком на пять лет. Затем соискателю необходимо вновь подавать документы и проходить конкурсные процедуры для заключения нового контракта. Документ предусматривает проведение обязательного конкурса раз в пять лет для работников творческой сферы – кинематографии, театров, цирков, концертных организаций, а также других лиц, которые участвуют в создании и исполнении произведений. Конечно, творческий работник может отказаться участвовать в конкурсе, но тогда он потеряет своё место работы, если же согласится, но конкурс не пройдёт, руководитель имеет полное право его уволить. По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию трудовых отношений в области культуры и искусства, а также более эффективному регулированию работы артистов. Как в своё время заверил министр культуры Владимир Мединский, к возрасту вводимая в практику аттестация никакого отношения не имеет. Основная цель – определить тех артистов, которые активно задействованы в работе, и тех, кто не может исполнять возложенные на него обязательства в необходимом объёме. Творческие работники должны будут пройти конкурс в течение года после принятия законопроекта. Такая система поможет выявить несостоятельных работников и освободить места для тех, кто более соответствует предъявляемым требованиям.

Всем известно, что в труппах театров есть определённая и достаточно значительная группа артистов, которые в театр ходят за зарплатой и могут вообще не быть задействованы ни в одном спектакле. При этом они получают ровно столько же, сколько и те, кто полностью занят в репертуаре. А на пенсию согласно Трудовому кодексу можно уйти только добровольно. Не то чтобы данная инициатива Минкультуры и других ведомств – новшество. В некоторых учреждениях культуры переаттестация артистов уже существует, но носит случайный характер. В частности, в Большом театре периодически проходили аттестации всех артистов оперы и балета через определённый промежуток времени. Но тут ситуация хоть как-то понятна, ведь для балетного актёра быть в форме крайне важно. Совсем другая история может сложиться, когда начнут проверять на профпригодность всех людей творческих профессий.

«Я считаю, что грядущая переаттестация артистов – вещь очень скользкая и опасная, – рассказал режиссёр и худрук «Ленкома» Марк Захаров. – Я никогда никому не говорил: «Вы не артист». Великая актриса Софья Гиацинтова призывала «этому актёру давать роль в последнюю очередь», имея в виду ни много ни мало гениального Иннокентия Смоктуновского. Это на всю жизнь научило меня не судить артистов. Полагаю, что артисту можно сказать, что его не видят в репертуаре театра в ближайшее время, но ставить окончательное вето – это неправильно, это усиливает обстановку беспричинного насилия. Когда я только начал работать в театре, конкурсы проводились, однако из них ничего хорошего не вышло. Мне не очень нравится слово «конкурс», я скорее за контрактную систему. Она доминирует на Западе, думаю, и нам следует постепенно подстраиваться под эту модель».

По теме

Есть также мнение, что данная инициатива чиновников развяжет руки работодателю, который сможет использовать её для того, чтобы избавиться от неугодных сотрудников. Тем более что разработке данного законопроекта способствовали многочисленные скандалы в театрах, касающиеся смены руководства или увольнения артистов. Некоторые представители театров считают, что данный законопроект не улучшит ситуацию, а, наоборот, усугубит её. Всё ещё неясен вопрос, кто будет судить, пригоден ли тот или иной артист к работе. То ли это будет специальная комиссия, то ли руководство театра или цирка.

«Критериев оценки нет, они не выработаны. Кто будет аттестовать? Люди со стороны? – заявляет худрук Нового художественного театра Евгений Гельфонд. – Творчество – вещь непредсказуемая. Сегодня артист не раскрылся, зато завтра сыграет гениально, к тому же мне он нужен, я собираюсь с ним работать. В результате что я буду делать как худрук? Как в добрые старые времена, пойду договариваться с комиссией! Или, с другой стороны, я приду в чужой театр и буду говорить режиссёру: вот этого убери, а этого оставь. Да у меня язык не повернётся! Я всё-таки считаю, что оценивать, аттестовывать должен художественный руководитель».

Получается, что, хоть законопроект и принят в первом чтении, до сих пор вопросов больше, чем ответов.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.10.2013 15:49
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Нина Филиппович 21.03.2016 12:08

    ПРАВИЛЬНО Я САМА АКТРИСА И У НАС РЕЖИССЕР ОТБИРАЕТ ДЕВУШЕК ПО ВНЕШНОСТИ,РОСТУ НАЕДИНЕ В КАБИНЕТЕ СТАВИТ ПРОБУ ТЕМ КТО С НИМ СОГЛАШАЕТСЯ ПЕРЕСПАТЬ.АРЗАМАС-НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.ЕЩЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСТАВИЛИ БЫ ВОПРОС О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ,А ТО НАБЕРУТ НАЧАЛЬНИКИ ВСЕХ ПОДРЯТ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ,А СТУДЕНТ ОКОНЧИВШИЙ ИНСТИТУТ НЕ МОЖЕТ ПОТОМ УСТРОИТЬСЯ ПОСЛЕ ТАКОГО МОШЕННИЧЕСТВА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Еще на сайте
Наверх