Версия // Общество // Столичных автовладельцев приучают к альтернативному топливу

Столичных автовладельцев приучают к альтернативному топливу

1258

Поддай газу!

В разделе

В ближайшее время в Москве появятся новые многофункциональные автозаправочные комплексы, на которых автовладельцы смогут заправить свои машины не только бензином, но и пропан-бутаном и метаном.

По словам начальника отела нефтепродукто-обеспечения и экологии на транспорте Департамента транспорта и связи города Москвы Игоря Чурсина, «специфика строительства газовых заправок требует больших земельных участков, дефицит которых сейчас ощущается в городе. Поэтому принято решение модернизировать уже существующие бензиновые заправки, оснастив их необходимым оборудованием для газового топлива».

Сегодня в столице работают 24 пропан-бутановые заправки и 12 метановых.

В следующем году количество первых будет доведено до 40, а метановых в ближайшие пять лет появится ещё 10. Вообще, в Москве на газовом топливе работает уже около 200 тыс. автомобилей. А 300 автобусов 11-го автобусного парка столицы переведут на сжиженный газ в самые ближайшие годы. Однако ожидать массовой газификации столичного автотранспорта вряд ли приходится. Несмотря на кажущиеся преимущества, автомобили на газу по-прежнему остаются редкостью, а выгода от его использования в качестве альтернативного топлива несколько сомнительна.

Стоимость пропана на заправках сегодня — 9—10 рублей за литр

Если для властей перевод транспорта на газ — это борьба за городскую экологию, то для простых граждан — это в первую очередь экономия на стремительно дорожающем бензине. Сколько же сможет сэкономить среднестатистический горожанин с помощью альтернативного топлива? Именно этим вопросом недавно озадачился автор этих строк. Думаем, читателям будут интересны результаты расчётов.

Итак, дано: V-образный шестицилиндровый двигатель рабочим объёмом 3 литра и мощностью 200 «лошадок». Мотор обладает хорошим аппетитом. В среднем «съедает» около 12—13 литров 95-го на 100 километров пути. Хотя режим эксплуатации мотора щадящий и характерный для большинства моих столичных друзей-автолюбителей: дом, работа, магазины и дача летом. Всего получается около 20 тыс. километров в год. При нынешней цене бензина в среднем 18 рублей за литр получается весьма круглая цифра — 45 тыс. рублей. Согласитесь, повод призадуматься.

На первый взгляд экономия на газе весьма существенна. Сегодня стоимость пропан-бутана на столичных заправках составляет около 9—10 рублей за литр, почти в два раза дешевле бензина! То есть ежегодно я смогу экономить около 22 тыс. рублей, или по 1100 рублей с каждой тысячи километров! Интерес к газу подогревали также многочисленные статьи на интернет-сайтах и в рекламных буклетах фирм-производителей и установщиков газобаллонного оборудования (ГБО). Судя по ним, перейдя на газ, я не только сэкономлю огромные деньги, но и значительно увеличу ресурс двигателя. Однако по мере изучения обстановки радужные ожидания постепенно сходили на нет.

Экономия начинается только через 30 тыс. километров

Во-первых, оказалось, что тратить на топливо в два раза меньше вряд ли получится. Дело в том, что машина на газе потребляет этого топлива больше, нежели бензина. Теоретически на 10—15%. Практически, судя по отзывам владельцев машин с ГБО, на 20—25%. Во-вторых, немало озадачила стоимость установки современного газобаллонного оборудования. Обзвонив несколько фирм, занимающихся ГБО, я выяснил, что установка современного оборудования «под ключ» на мой автомобиль выльется в среднем в 23—25 тыс. рублей.

По теме

В итоге путём нехитрых арифметических вычислений я пришёл к выводу, что само оборудование окупится в лучшем случае через 30—35 тыс. километров. А через 50 тыс., или два с половиной года, когда придёт время менять машину, чистая экономия составит около $700.

Так стоит ли овчинка выделки? Даже если эту сумму увеличить вдвое, вряд ли кто-нибудь пойдёт на такой эксперимент. И вот почему.

Конечно, «газофилы» могут упрекнуть меня в предвзятости. Мол, оборудование бывает дешевле, а цены на бензин дико растут. Для начала заметим, что цены на пропан-бутан, так же как и цены на бензин, жёстко привязаны к ценам на нефть. Ибо пропан-бутан является продуктом переработки нефти. Кроме того, даже самые отъявленные любители автомобилей на газе не отрицают, что «лошадки», потребляющие этот вид топлива, значительно уступают традиционным по целому ряду показателей. Первый и наиболее веский — это отсутствие в России достаточного числа газовых заправок и как следствие внушительные очереди на них. То есть, экономя деньги, вы рискуете потерять массу времени.

Кроме того, газовые баллоны увеличивают вес автомобиля и значительно уменьшают пространство багажника. Некоторые автовладельцы пытаются решить проблему при помощи установки так называемых тороидальных баллонов, которые прячут в нише «запаски». Таким водителям хочется пожелать удачи в пути. Ведь ездить без запасного колеса, конечно, можно, да как-то неспокойно.

Автомобили на альтернативном топливе также уступают своим бензиновым сородичам в динамике разгона и скорости примерно на 10—15%. Ну а если динамика для владельца не критична, то не проще ли поменять машину на менее мощную и соответственно более экономичную?

И ещё один немаловажный аспект: в отличие от бензинового газовое оборудование более взрывоопасно. Даже несерьёзный удар в заднюю часть автомобиля может привести к самым печальным последствиям.

Опытные автовладельцы называют установку ГБО порчей машины

Отдельно стоит рассказать о технической стороне вопроса. Во-первых, установка газобаллонного оборудования — это так или иначе вмешательство в конструкцию машины, над которой корпели лучшие умы мирового автомобилестроения. Не-случайно опытные автовладельцы называют установку ГБО порчей машины. Многое зависит и от квалификации установщиков оборудования, которое требует точной настройки. В случае если вы нарвётесь на неквалифицированных мастеров, коих на просторах России великое множество, настраивать ГБО вам придётся с завидной регулярностью, а вся экономия на газе в итоге сойдёт на ноль. В лучшем случае стоимость обслуживания оборудования составляет в год 10—20% стоимости его установки. Среди технических проблем ГБО также называют более быстрое прогорание впускных клапанов и невозможность запуска на сильном морозе.

Спрашивается, почему тогда с каждым годом владельцев автомобилей на газе становится всё больше и больше? Конечно, назвать ГБО бесполезной штукой нельзя. Его установка иногда действительно экономически оправдана. Особенно это касается такси, маршруток, служебных автомобилей, пробеги которых зашкаливают за 50 тыс. километров в год.

Метан трудно сжать до жидкого состояния

Несмотря на то что рядовому обывателю переход на пропан-бутан вряд ли позволит сэкономить серьёзные деньги, а того гляди, наоборот, принесёт дополнительные расходы и головную боль, определённые положительные стороны в смене топлива есть. Уже в ближайшее время газ может действительно скрасить жизнь многим российским автовладельцам. Правда, речь идёт не о синтетическом пропане, а об обычном природном метане, который мы ежедневно используем на своих кухнях. Экономия при переходе на метан не просто значительна, она потрясающа. В среднем легковой автомобиль на метане съедает на 100 километров около 8—10 кубометров газа. Что в рублёвом эквиваленте равно 15 рублям. Поездка на 100 километров на таком же автомобиле с бензиновым двигателем сегодня обойдётся автовладельцу в 180 рублей. То есть на метане ездить дешевле, чем на бензине, более чем в 10 раз! Кроме того, у метановых установок, в отличие от пропановых, нет проблем с зимним запуском, они менее взрывоопасны и прожорливы. Однако, как известно, халявы не бывает. У метановых установок тоже есть масса недостатков.

Главная проблема этого газа в том, что его трудно сжать до жидкого состояния. Потому большинство метановых установок, в отличие от пропановых, используют не сжиженный, а сжатый газ. В чём принципиальная разница? В среднестатистическую машину метана войдёт куда меньше, чем пропана. Так в 100-литровый метановый баллон умещается около 20—25 кубометров сжатого метана, а этого хватит в среднем на 200 километров пути. А в столице, напомним, сегодня работает лишь 12 метановых заправок. В глубинке же они вообще большая редкость. Хотя машину, работающую на этом виде топлива, можно заправлять хоть дома, из обычной городской газовой сети. Правда, стоимость необходимого для этого оборудования составляет $3—5 тысяч.

Кстати, метановые баллоны рассчитаны на более высокое давление — отсюда большая масса и более высокая стоимость. Хороший 100-литровый баллон сегодня стоит около $700—800.

Впрочем, прогресс не стоит на месте. В Москве уже можно встретить машины, работающие на сжиженном метане, есть даже специальная заправка. Правда, и у жидкого метана есть серьёзные минусы. Дело в том, что его температура в сжиженном виде составляет минус 180 градусов по Цельсию. Для этого нужны специальные керамические баллоны — термосы. Однако даже в них температура имеет свойство постепенно повышаться, а вместе с ней растёт и давление. В теории через два-три дня стоянки автомобиля баллон должен взорваться. На практике избыточное давление при помощи клапана сбрасывается в атмосферу. То есть через несколько дней всё топливо попросту уйдёт в воздух.

P.S. Итак, что же получается? Несмотря на рост цен на бензин, газовое оборудование на автомобилях в России по-прежнему остаётся редкостью. Слишком призрачна экономия и слишком много технических проблем. Поэтому ожидать массовой газификации столичного автотранспорта в ближайшее время вряд ли приходится. В некоторых странах Евросоюза правительства всячески стимулируют автовладельцев, выбравших газ в качестве топлива. Например, освобождают от ряда налогов. Поэтому там «альтернативщиков» становится всё больше. Произойдёт ли это в России, покажет время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Комментарии 0
Наверх