В середине сентябре нижняя палата российского парламента рассмотрит в первом чтении главный финансовый документ на следующий год, уже получивший название «бюджет развития». Между тем в официальном правительственном плане, озаглавленном «Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2006 год», прямо указано, что доходы федеральной казны, составляющие в 2005 году 23,7% ВВП, сократятся к 2007 году до 18,3%. Более того, поступления в бюджет будут меньше на четверть не только в относительном исчислении, но и в реальном (за вычетом роста цен): в 2006 году они упадут на 6,4%, в 2007 году — на 6,2%!
Одной из причин сжатия доходной части является проводимая кабинетом министров политика снижения налогов. Капитальные вложения теперь не облагаются НДС: не хочешь платить налоги — списывай деньги на эту графу! Новая политика теперь проводится и по отношению к амортизации: при вводе в эксплуатацию основных фондов 10% их стоимости можно отнести в счёт расходов, даже если в этом году не было на самом деле истрачено ни копейки! Что же касается налога на прибыль, то до сей поры «убыточное» предприятие могло законно уменьшить налоговую базу на 30%, а с 2006 года — на 50%. Теперь достаточно составить отчётность таким образом, чтобы получить «убыток», и вся налогооблагаемая база предприятия автоматически сокращается вдвое!
Есть, впрочем, и налоги, которые растут. Это касается, к примеру, НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Однако его увеличение составляет лишь 9%, что, в общем-то, сильно отстаёт от роста цен на эти самые ископаемые — нефть и газ прежде всего. Так, «Газпром» ежегодно взвинчивает цены в среднем на 20—23%. А правительство открыто признаёт, что доля НДПИ в ВВП в 2005—2006 годах уменьшится с 3,9% до 3,0%, то есть почти на четверть.
Запланировано также и заметное сокращение поступлений в казну от таможенных пошлин: они упадут с 7,6% до 6,6% ВВП — в этом виновато укрепление рубля, разводят руками в кабинете министров...
По уровню минимальной оплаты труда мы отстаём от Молдавии
Снижение налогов в последние несколько лет приобрело чуть ли не мистическую окраску: политики всех мастей с пеной у рта говорят о необходимости дальнейшего сокращения фискального бремени. Но кому оно выгодно и кто в первую очередь в нём заинтересован? В Европе, по крайней мере в тех странах, где государство является социально ориентированным (каковым по Конституции провозглашена и РФ), налоги существенно выше, чем у нас. И чем больше патернализма в политике того или иного государства, тем выше уровень фискального обложения и рядовых граждан (подоходный налог, на наследство и т.п.), и производства (налог на прибыль, к примеру).
Дело в том, что у государства есть только два пути получения денег на социальные нужды: либо предельно жёстко взимать достаточно высокие налоги (ликвидируя все юридические возможности для уклонения от их уплаты), либо сосредоточить в своей собственности все высокодоходные отрасли. Наше же правительство утверждает, что снижение фискального бремени позволит собственникам вкладывать в развитие производства, что впоследствии приведёт к повышению уровня жизни россиян. На самом деле снижение налогов и рост производства не всегда влекут за собой улучшение положения наёмных работников, каковыми являются более 90% россиян. Стимулировать собственников регулярно повышать зарплату наёмным работникам — в этом и заключается одна из функций государства!
Для этого у него есть три инструмента: введение минимального размера оплаты труда (МРОТ), почасовой оплаты и доли фонда оплаты труда в произведённом продукте предприятия. Пока что в России действует только МРОТ, но и он сейчас самый низкий в Европе. По данным Федерации европейских работодателей на начало 2005 года, в Люксембурге он составляет 1467 евро, в Бельгии — 1317,5, в Нидерландах — 1265, в Великобритании — 1226, во Франции — 1154. Россия с 19 евро заняла последнее место в Европе, уступив Украине с 36 евро и нищей Молдове с 26 евро. Более того, Россия отстаёт даже от таких стран СНГ, как Грузия и Армения... И если средняя зарплата — показатель общего развития экономики страны, то минимальная свидетельствует об уровне заботы власти о своём народе.
Покупателям российского газа из недружественных стран разрешено использовать иностранную валюту при оплате или взыскании долга. Соответствующий указ подписан президентом России Владимиром Путиным.
Но, по сути, вся экономическая политика российского кабинета министров ведётся в интересах крупных бизнесменов. Впрочем, в нынешней России вообще трудно определить, где кончается крупный бизнес и начинается исполнительная власть. Так, глава президентской администрации Дмитрий Медведев является председателем совета директоров «Газпрома», его зам Владислав Сурков — председатель совета директоров «Транснефтепродукта», другой зам, Игорь Сечин, — председатель совета директоров «Роснефти», а помощник президента Виктор Иванов — председатель совета директоров концерна «Алмаз-Антей». Список можно продолжать до бесконечности. Но если учесть, что многие наши министры также входят в советы директоров государственных, полугосударственных и даже частных компаний, то становится понятно, что забота об интересах крупного бизнеса для них во многом забота и о самих себе...
Правительство считает, что беспризорников и сирот у нас в стране нет
Между тем на пособия по безработице российское правительство, судя по проекту бюджета, готово выделить лишь 22 млрд. рублей. В бюджете-2005 на эти цели было предусмотрено 19,9 млрд., но если учесть темпы инфляции, то получится, что в реальном выражении увеличение ассигнований на это пособие в лучшем случае окажется нулевым. Кстати, пособие по безработице в России получают лишь 1,6 млн. человек (хотя всего Росстат насчитывает в стране более 5 млн. людей, ищущих работу). Выделение 22 млрд. по этой строке означает, что эти россияне получат в 2006 году в среднем лишь 1146 рублей на человека в месяц...
Ещё более поразительно двукратное сокращение расходов на беспризорников: с 303,8 млн. в 2005 году до 166,25 млн. в 2006 году. Также выделено лишь 617,4 млн. рублей (на 14% меньше, чем в нынешнем году) на 48,4 тыс. сирот. Между тем, как заявлял на слушаниях в Госдуме заместитель Генпрокурора РФ Владимир Колесников, число российских детей, оставшихся без попечения родителей, в 2000 году составляло 662 тыс., а в 2003 году — уже 710 тысяч.
Несмотря на заявления правительства о том, что «инвестиции в образование, науку, здравоохранение не только выполнение социальных функций государства, но и создание базы для долгосрочного и устойчивого роста экономики», расходы на образование вырастут лишь на 32,6% при общем увеличении дебетовой части бюджета на 40%. А ассигнования на дошкольное образование и вовсе составят 2,1 млрд. рублей вместо 3,8 млрд. рублей в 2005 году.
Быстрее всего растут расходы на содержание высших руководителей страны
Зато у нас неуклонно увеличиваются расходы на содержание чиновников высших эшелонов власти. Так, если в бюджете на 2001 год на статью «функционирование главы государства — Президента РФ» (сюда включаются все расходы на администрацию президента и аппарат полпредов) отводилось 1399,8 млн. рублей, а в бюджете на 2005 год — 4090,4 млн., то в проекте на 2006 год — уже 5835 миллионов! Но самое интересное заключается даже не в этом. Так, из справки Минфина следует, что по уточнённой росписи на 12.08.2005 год на «функционирование главы государства» в этом году реально пойдёт 5898,2 млн. рублей, что почти в полтора раза больше запланированного. В то же время на законодательные органы в нынешнем году израсходовано лишь 4,4 млрд. рублей вместо 5,3 млрд., положенных по закону о бюджете-2005.
Понятно, что самую большую зарплату получает президент. Содержание Владимира Путина, обошедшееся казне в 2001 году в 2734,8 тыс. рублей, в проекте на 2006 год достигло 26 655,7 тыс., или 2221 тыс. рублей в месяц.
Формально немногим более 10% этого содержания составляет зарплата, выплаты и премии президента, а почти 90% — «представительские расходы». Но фактически эти «представительские расходы» очень похожи на замаскированную зарплату: ведь на расходы всех остальных сотрудников администрации президента (включая главу администрации и его замов) несколько лет подряд выделяется лишь по 3 млн. рублей. Да и представительские расходы Госдумы с её международным комитетом и регулярными поездками на заседания ПАСЕ у всех 450 депутатов меньше, чем у одного президента.