Версия // Власть // Почему «Газпром» хочет переключиться на мелкую автозаправочную розницу

Почему «Газпром» хочет переключиться на мелкую автозаправочную розницу

2407

Давят на газ

Современные владельцы газобаллонного оборудования в машинах могут не беспокоиться – и льготы, и вся программа рассчитаны совсем на другой газ Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Правительству поручили оперативно решить все спорные моменты по переходу автомобильного транспорта на газомоторное топливо. Однако есть подозрение, что пользу от этого извлечёт «Газпром», а не автомобилисты и пассажиры общественного транспорта. Да и польза эта весьма сомнительная. Вряд ли мелкая розница скомпенсирует возможные потери от падения спроса на российский газ в Европе.

«Россия сегодня является мировым лидером по производству и добыче газа, но при этом мы занимаем крайне низкое место по использованию газомоторного топлива в экономике и потреблению населением. Хотя я также хочу отметить, что темпы роста у нас с 2000 года достаточно высокие: в 2000 году потребление составляло всего 68 млн кубических метров, то есть рост в пять раз за этот период, и за 2012 год – на 8%», – заявил на совещании, посвящённом этой проблеме, министр энергетики Александр Новак. По его словам, ещё в 1990 году объём потребления природного газа как газомоторного топлива был выше, чем сегодня, – примерно 500 млн кубометров.

За новый проект высказались многие чиновники

Переход автотранспорта на газомоторное топливо, по уверению главы Минэнерго, не только принесёт пользу экологии, но и даст развитие новым технологиям, создаст новые рабочие места и т.д. «В мире количество автомобилей, использующих газомоторное топливо, составляет 17 млн единиц, используются они в 80 странах на сегодняшний день. В России на сегодня используют компримированный природный газ всего примерно 100 тыс. автомобилей. Если быть точнее, 103 тыс. из 17 млн в мире», – сокрушался Новак.

Утверждённый правительством комплекс мер по стимулированию использования газа в качестве моторного топлива предусматривает на первоначальном этапе перевод на газомоторное топливо половины общественного транспорта в городах-миллионниках, трети – в городах с населением более 300 тыс. человек и 10% – в городах-стотысячниках.

Новак предложил для стимуляции газификации автотранспорта с 1 января 2014 года снизить или даже обнулить транспортный налог для транспортных средств, использующих газомоторное топливо. «Также предлагается снизить или обнулить ставки ввозной таможенной пошлины на импортируемые компоненты, не производящиеся в России, в том числе на автомобильные компоненты, для производства автомобилей и для производства комплекса автозаправок», – добавил он.

Глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, в свою очередь, попросил президента возобновить программу утилизации старых авто, только менять их на газомоторные.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что нужно синхронизировать программы поставщиков топлива и техники с возможностями потребителей, на что президент дал соответствующие поручения. Почти немедленно Роснефть подписала соглашение с «Фольк­с-вагеном» – лидером европейского рынка по использованию газомоторного топлива для автомобилей. Пилотный проект по оснащению заправок газом будет реализован в Сочи.

Нам предлагают не тот баллон

В свете недавнего взрыва баллона с газом в московском автобусе такая активность может показаться странной. Но ещё более странной выглядит активность «Газпрома».

По теме

Дело в том, что газ, на котором работают российские автомобили, – это сжиженная под давлением смесь пропана и бутана, которые получают при переработки нефти. Но при чём тут «Газпром»?

Всё дело в том, что, судя по стенограмме совещания, его участники постоянно говорят о газомоторном топливе, не говоря, о каком именно газе идёт речь. И только глава Минэнерго проговорился. «У нас на сегодня отсутствует сжиженный природный газ в перечне разрешённых видов моторного топлива», – сказал он, перечисляя проблемы с использованием газомоторного топлива.

Природный сжиженный газ – это совсем не то, что сегодня используется на транспорте. Это метан, и технология его сжижения более сложна, чем сжатие пропан-бутановой смеси, и предусматривает использование низких температур. Есть сложности и с заправкой автомобилей, и с эксплуатацией. Так, бак, в котором хранится сжиженный газ, схож с термосом – ведь газ должен сохранять низкую температуру. Впрочем, как и в обычном термосе, температура всё же растёт, газ соответственно постепенно переходит в газообразное состояние. Поэтому в баке есть клапан, через который происходит испарение газа. И мало того, что в долго простаивающем автомобиле запас топлива может серьёзно уменьшиться – место стоянки такого транспорта должно отвечать весьма серьёзным параметрам безопасности.

Есть сложности и с инфраструктурой. Мало того, что технология сжижения природного газа в России не отработана – кстати, благодаря «Газпрому», в своё время он сделал ставку на трубопроводы, а не на сжижение газа. Самих заводов по сжижению природного газа практически нет. «К тому же технологии сжижения газа дорогостоящи, и их внедрение также потребует значительных вложений», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг.

Со строительством газозаправочных станций тоже проблемы. Прежде всего они, в отличие от АЗС с традиционным жидким топливом, взрывоопасны, отмечает глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. «На обычных АЗС ничего не взрывается, а о взрывах газа мы слышим постоянно, – говорит он. – Недаром газовые заправки проверяются Ростехнадзором, в то время как традиционные АЗС – только МЧС. Конечно, при соблюдении всех нормативов безопасности, более жёстких, кстати, для газомоторного топлива, ничего не произойдёт. Но тут встаёт вопрос человеческого фактора».

«Что касается безопасности – она достижима, но вопрос, какой ценой, – говорит Бирг. – К тому же распространение технологии будет зависеть от того, насколько потребители поверят в неё, в первую очередь в её безопасность».

Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверяет, что газомоторное топливо вовсе не так широко распространено в мире. «Это не слишком распространённый опыт, – говорит он. – К тому же это у нас газ значительно дешевле бензина, а в большинстве стран разница не столь существенна».

Вместо домов будут газифицировать транспорт

Почему и кто лоббирует идею перевода транспорта на сжиженный газ, понятно. Прежде всего это «Газпром», стремительно теряющий европейский рынок и страдающий от снижения мировых цен на газ. Ошибившись в стратегии развития, сегодня монополия хочет заставить заплатить за свои ошибки российских потребителей. Да и Роснефть сегодня активно взялась развивать газовое направление.

Но если для Сечина автомобильный рынок – хороший выход в условиях монополии «Газпрома» на «трубу», то самому-то газовому монополисту это зачем? В России средний уровень газификации, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, 64,4%. То есть потенциальный рынок – чуть меньше 40% территории страны. Неужели это меньше, чем 50% автобусов в немногих городах-миллионниках? Тем более что, по словам Бирга, один только общественный транспорт не обеспечит тех объёмов, на которые рассчитывают «Газпром» и Роснефть. А легковой и коммерческий транспорт на газ перевести будет сложно. «На мой взгляд, было бы гораздо эффективнее обеспечить газом промышленные предприятия и частных потребителей. Благо потребности в газе не удовлетворены ещё даже в весьма развитых регионах. К тому же внутренние цены на газ растут, как и запланировано», – удивляется аналитик.

Однако », – признался Зубков. «Также есть инвестиционные планы компании «Газпром газомоторное топливо». В 2013 году только будет выделен миллиард рублей», – добавляет Новак.

В общем, деньги хорошие. Ради них можно даже изменить нормы безопасности. По словам Новака, необходимо «актуализировать» требования промышленной и пожарной безопасности как относительно газозаправочных станций, так и в отношении транспорта.

Но, может быть, вопросы экологии перевешивают все доводы о дороговизне проекта и безопасности? Вряд ли газификация части общественного транспорта может существенно улучшить ситуацию с чистотой воздуха. Тут гораздо эффективнее и дешевле развивать электрический общественный транспорт – трамваи и троллейбусы. А для остального транспорта гораздо важнее переход на Евро-5, ликвидация автомобильных пробок, при которых концентрация выбросов максимальна, жёсткий контроль качества топлива.

«Мне эта идея не нравится. Идёт активное лоббирование, но непонятно, кто будет отвечать, если что-то случится. Всем нам памятен недавний взрыв газа в автобусе. Хорошо, что никто не погиб. А если будут взрываться баллоны со сжиженным газом? Ответят ли за возможную трагедию те, кто сейчас продвигает эту идею? Сомневаюсь», – резюмирует Похмелкин.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.05.2013 15:55
Комментарии 0
Наверх