Версия // Общество // Стать водителем в России намного проще, чем в других странах

Стать водителем в России намного проще, чем в других странах

3303

Право на права

Стать водителем в России намного проще, чем в других странах (фото: Донат Сорокин/ТАСС, АР/ТАСС)
В разделе

Среди абсурдов мирового масштаба, пожалуй, самый вопиющий – невозможность подтвердить водительские права, полученные в другой стране. При том, что дипломы о высшем образовании по самым сложным профессиям подтверждаются на автомате. Мне пришлось трижды сдавать на права в разных странах, и нигде я не смог сделать это с первого раза.

В Израиле система сдачи экзамена довольно близка к российской. Ты посещаешь курсы, после которых сдаёшь теорию. Поскольку дело происходило в 2004 году, билеты были бумажные и допускали возможность двух ошибок. Я сделал одну, поддавшись на чисто еврейскую уловку: с чего надо начать смену колеса? С его откручивания или подъёма машины? Конечно, я повёлся на подъём.

Разные страны – разные правила

Кстати говоря, в Израиле ты можешь выбрать язык, на котором хочешь сдавать экзамен. Вождению тебя обучает частный предприниматель на специальной машине с дублирующимися педалями, причём за весьма приличную плату. Меня учил старый опытный дед Лёня – учил он меня очень тщательно, но с первого раза я сдать не смог из-за волнения. Принимает экзамены не полицейский, а представитель разрешительной системы. Каждые пять лет водители проходят курсы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и сдают достаточно несложный экзамен, на котором из двадцати вопросов ты можешь ошибиться в пяти. Но это так называемые ангелы. У злостных нарушителей изымают права и заставляют пересдавать теорию. Штрафы просто жестокие. Помимо 250 евро за парковку в неположенном месте и телефон в руке тебе начисляют 10 штрафных баллов. При том, что права изымаются уже при 12 штрафных баллах. За превышение скорости в геометрической прогрессии растёт сумма штрафа, а при значительном нарушении права могут отнять сразу.

Недавно в Пскове разгорелся скандал: соседи занимали инвалидную парковку. На Западе бы нарушителей тупо штрафовали за каждый такой случай в геометрической прогрессии. Полиция приезжает там по вызову даже на придомовые паркинги. А меня уважать правила научили в израильской армии. Я не остановился у знака «Стоп» на палестинских территориях, на так называемом стерильном шоссе, по которому местным жителям вообще ездить нельзя. Комбат лишил трёх увольнительных, также пришла повестка в военный трибунал. Там ко мне отнеслись милостиво, поскольку нарушение я обосновал срочностью боевой задачи. С тех пор я крайне дисциплинированный водитель.

В Канаде, как и в Израиле, сдавать на права разрешается с 16 лет, но пользоваться ими можно начинать только в 18. Готовиться можно самостоятельно – скачивай из интернета правила дорожного движения и приходи сдавать. Плата за попытку символическая, при этом в один день можно пытаться сдать трижды. При неправильном ответе сотрудник разъясняет тебе ошибку. У меня было семь лет водительского стажа, а потому я самонадеянно отправился на сдачу теории без подготовки. В итоге вышло шесть неудачных попыток. На седьмой мне повезло: повторно попался самый первый билет, по которому сотрудник центра давал разъяснения.

Разрешения с ограничением

По теме

Вождению в Канаде может обучать родственник или знакомый на своей машине. Сначала в безлюдных местах, потом с выездом на городские улицы. После сдачи теории тебе сразу дают права категории G1, с которыми ты можешь садиться за руль только в присутствии опытного водителя. Такая практика очень полезна и в социальном плане. Как правило, детей обучают родители, что сближает поколения. В Израиле подобное недопустимо. В прессу попал случай, как в безлюдном месте женщина практиковалась таким образом с помощью знакомого – его лишили прав, а её арестовали. Суд выпустил под залог, с учётом несовершеннолетних детей и ответственной должности.

Инструкторы по вождению в Канаде есть. После моего фиаско на теории я решил взять два урока у инструктора по имени Искандер. Оказалось, весьма кстати. Я не знал, что на красный свет нужно поворачивать направо, а на мигающем зелёном налево, отчего сразу добавил Искандеру седины в его иссиня-чёрные волосы. Тем не менее вождение я сдал с первой попытки и на 100 баллов (профессионализм не пропьёшь). За что Искандер получил какой-то бонус от автошколы, возместив себе потраченные нервы. Мне выдали права G2, которые разрешали перемещаться везде, кроме скоростных трасс. На полноценные права ты можешь сдать через год или через восемь месяцев, если пройдёшь специальный курс вождения. Мне удалось это сделать сразу, учли мой израильский стаж. Права давали возможность водить небольшие грузовички, которые я брал в аренду для переездов и сильно на этом экономил. Кстати, когда я приехал на каникулы в Россию и сел за руль, со мной произошёл анекдотичный случай. Когда меня по весьма спорному поводу остановили сотрудники тогда ещё милиции, я предъявил им оставшиеся у меня бесполезные права G1. А на угрозу их у меня изъять охотно согласился, чем вызвал немалое удивление и немедленный возврат.

После возвращения на родину мой почти 20-летний стаж вождения в России засчитан не был, получать права я должен был на общих основаниях. Но я даже рад, что познакомился с системой подготовки водителя. Отрадно, что проведена большая работа по искоренению коррупции в системе, которая в 90-х была притчей во языцех. Сдача теории ведётся с помощью компьютера, экзамен по вождению контролирует куча камер, которые позволят тебе оспорить результат. К тому же сдать экзамен в России гораздо проще, чем за границей. По теории ты заранее заучиваешь определённые вопросы, а вождение сдаёшь по заранее известному и отработанному до мельчайших деталей маршруту. Правда, есть ещё совершенно не нужный автодром, на котором я в первый раз и погорел – не включил поворотник и не зафиксировал оба колеса на горке. Зато сдача экзамена двухступенчатая: сначала в автошколе, потом в соответствующей службе полиции.

Неизбежный абсурд

В мире действуют две международные конвенции, согласно которым водитель может управлять автомобилем за границей по своим отечественным правам. Хотя это, безусловно, опасно, ведь в каждой стране есть свои тонкости ПДД. Например, в Канаде парковаться ты можешь только носом вперёд по стороне движения, даже на безлюдной сельской дороге. При этом за нарушения на парковке следует административная ответственность, а за любое нарушение на дороге – уголовная! А знакомая израильтянка, опытный водитель, устроила аварию в Сербии на арендованном авто: «повелась» на зелёную стрелочку на повороте направо. Она не знала, что одновременно загорается и зелёный светофор на основной дороге, как и в России.

Изучать местные правила и сдавать на права обычно обязывают через полгода или год после прибытия в страну, когда ты опытным, а иногда и аварийным путём освоил особенности местных правил. Чем можно объяснить этот парадокс? Лично я не вижу другого объяснения – всему виной многомиллиардный бизнес аренды и страхования автомобилей. Точно так же нелогично выглядит и полноценное обучение опытных водителей для получения местных прав. В Израиле при репатриации и наличии пятилетнего стажа вождения на «доисторической родине» местное удостоверение выдают сразу. В России права выдают автоматически при наличии киргизских прав и документов стран, где русский язык считается государственным. Критерии своеобразные и малопонятные. Почему мне не учли русский язык и двое заграничных прав? Думаю, что с учётом водительского стажа и уровня аварийности на дорогах в разных странах Россия могла бы разработать систему признания зарубежных водительских удостоверений при минимальной переподготовке, став мировым пионером в устранении этого абсурда.

Андрей Иващенко, директор автошколы «Вектор» (г. Краснодар)

– На основе многолетней работы считаю отечественную систему подготовки водителей достаточно эффективной. ГИБДД контролирует качество подготовки, ведёт статистику, количество пересдач курсантами разных школ и принимает соответствующие меры. Возможно, автодром действительно является атавизмом советской системы и его можно сохранить для водителей-профессионалов. Стоит изучить вариант упрощённой подготовки и сдачи экзаменов водителями, имеющими значительный опыт вождения за рубежом. Например, оставить для них один уровень тестирования – либо в контролирующем органе, либо непосредственно в автошколе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.01.2024 15:42
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх