Версия // Общество // Наработки конструкторов Рейха легли в основу образцов советского оружия

Наработки конструкторов Рейха легли в основу образцов советского оружия

6581

Из истории оружия. Немецкие неуправляемые ракеты в СССР

Наработки конструкторов Рейха легли в основу образцов советского оружия
В разделе

После победы в Великой Отечественной войне, Советский Союз получил доступ к оружию Третьего рейха. Некоторые системы были скопированы и приняты на вооружение Советской Армии. Как правило, их дальнейшая эксплуатация была недолгой – военная промышленность совершила огромный скачок вперед, и технические данные немецкого оружия уже не удовлетворяли наших военных. Но были и исключения, правда, необычные.

Сюжет: Оружие

В этой статье мы расскажем о двух немецких неуправляемых ракетах, которые заняли почетное место в арсенале советского оружия, правда, в совершенно другом качестве, чем в Вермахте.

Новое оружие фашисткой Германии

Надо признать, что в 30-е – 40-е годы немецкие конструкторы спроектировали много принципиально новых видов оружия для Вермахта, Люфтваффе и Кригсмарине. После 1945 года его образцы попали в руки союзников, которые к тому времени стремительно превращались в потенциальных врагов. О том, как трофеи использовались в Советском Союзе, и какие образцы нашего оружия были созданы, используя немецкие наработки, смотри статью «Интеллектуальные трофеи Советского Союза».

Среди новых типов оружия, попавших в распоряжение советских инженеров, были неуправляемые ракеты воздушного и наземного базирования.

Немецкая НУР R4M «Orkan» – советский НУРС С-5

Идея вооружить самолеты небольшими неуправляемыми ракетами для стрельбы по наземным целям появилась в середине 30-х годов во многих странах. В СССР, например, на вооружении с 1937 года стояли РС-82 и РС-132, которыми вооружались штурмовики, истребители и пикирующие бомбардировщики. Каждая ракета стартовала со своей направляющей под крылом – по принципу знаменитой «Катюши» БМ-13. Когда в начале Великой Отечественной войны несколько самолетов с РС достались немцам, они испытали это оружие на своих полигонах и пришли к выводу, что советские РС имеют недостаточную точность при поражении цели, а самое главное, сильно снижают летные данные самолета-носителя.

По теме

Свои ракеты в Германии начали разрабатывать с 1937 года. Первым на испытания вышел НУР R Z 65 калибром 73 мм. Запускался он из трубчатой направляющей. Его кумулятивная БЧ могла пробить броню до 80 мм. Однако немецким генералам такое оружие не понравилось, так как трубчатая направляющая увеличивала лобовое сопротивление самолета, и, соответственно, ухудшала его летно-технические характеристики. Войну Люфтваффе начала без НУР. Но, начиная с 1943 года, интерес к этому виду оружия возродился. Были созданы несколько типов реактивных снарядов, самым удачным из которых стал R4M «Orkan» – «Смерч» калибром 55 мм. Этот реактивный снаряд был создан двумя компаниями «Heber AG» из Остероде и DWM из Любека. R4M производилась в промышленных масштабах и использовалась до окончания войны. Немецкие конструкторы создали неуправляемую ракету не для поражения наземных целей (хотя, в принципе, в случае необходимости, ею можно было стрелять и по земле), а как оружие воздушного боя против самолетов противника.

Эта ракета имела все признаки современных неуправляемых ракет. Устойчивость в полете осуществлялась раскрываемыми после старта хвостовыми оперениями – стабилизаторами. В сложенном виде они закрывались бумажным (!) футляром, который при пуске ракеты разрывался. Стабилизаторы обеспечивали вращение ракеты во время полета. Это компенсировало возможную неоднородность порохового ракетного двигателя, что повышало точность поражения цели. Максимальная дальность стрельбы составляла 1 500 метров. Масса «Orkan» была чуть меньше 4 кг, длина 812 мм, вес боевой части 800 грамм. Взрывчатка была очень мощной – смесь тротила и гексогена с добавлением алюминиевой пудры. Одна ракета при попадании обеспечивала уничтожение «летающей крепости». Основными носителями нового оружия стали реактивные истребители Люфтваффе Ме-262. На каждый истребитель подвешивали 12 ракет R4M. Залп из 24-х ракет с двух истребителей создавал эллипс поражения 40 м на 25 м. Тогда «летающие крепости» союзников атаковали немецкие города плотным строем (это делалось с целью эффективной защиты от истребителей Люфтваффе с помощью бортовых пушек и пулеметов). Попадание в этот эллипс гарантированно уничтожало несколько бомбардировщиков. Немецкие конструкторы планировали установку ракет R4M и на перспективные реактивные истребители.

В Советском Союзе к этим НУР отнеслись с большим вниманием, только применять их решили не по воздушным, а по наземным целям. Хотя в одном случае, о котором мы расскажем чуть ниже, предусматривалось применение этих ракет и против самолетов. В 50-е годы на базе R4M «Orkan» был разработан советский аналог – 57-мм авиационная неуправляемая ракета С-5 (АРС-57 шифр «Скворец»). По своим характеристикам она была похожа на свою немецкую предшественницу, только немного увеличилась дальность. У С-5 она составляла 1 800 метров. Всего за 20 лет (50-е – 70-е годы ХХ века) были разработаны и приняты на вооружение 10 модификаций ракет С-5. Основным отличием от немецкого аналога была пусковая установка. Для пуска НУР были разработаны 16-ти и 32-х – зарядные пусковые блоки, получившие обозначения УБ-16 и УБ-32. В основном этим оружием оснащались и оснащаются до сих пор истребители-бомбардировщики и штурмовики, так как это оружие предназначается для применения против техники и личного состава на земле. Однако, в истории советской авиации было и одно исключение.

Здесь необходимо сделать отступление. Когда появились ракеты класса «воздух – воздух» в головах советских и американских генералов появилась одна и та же мысль – пушки на истребителях больше не нужны. Самолеты должны быть оснащены только ракетами класса «воздух – воздух». В обеих странах появились модификации истребителей без пушек. Генералы думали, что воздушные бои станут ракетными дуэлями. Но жизнь все расставила по своим местам. Истребители действительно пускали ракеты, но поскольку от них можно уклониться резким противоракетным маневром, неизбежно наступала вторая стадия боя – так называемый ближний бой, где должны были применяться авиационные пушки. А их на истребителях уже не было. Так, например, советский истребитель МиГ-21ПФ, выпускавшийся крупной серией, встроенной пушки не имел. Единственным вариантом была подвеска под крыльями специального контейнера с авиапушкой. Война во Вьетнаме показала, что ближний бой, как часть авиационного боя, останется в арсенале надолго. Поэтому, как временное, решение (до появления новых истребителей со встроенной пушкой), для воздушных боев во Вьетнаме, разработали новый авиационный тактический приём. Истребители работают парами. Стали использовать пары, в которых ведущий был оснащен ракетами «воздух – воздух» типа Р-3С, а у ведомого были под крыльями подвешены контейнеры с ракетами С-5, которые должны были заменить пушку в ближнем бою. Так на короткое время идея немецких конструкторов получила вторую жизнь. До сих пор блоки с неуправляемыми ракетами С-5 являются одним их видов вооружения штурмовой авиации при работе самолетов и вертолетов по наземным целям.

Неуправляемые зенитные ракеты «Taifun» – РСЗО «Град»

По теме

Ещё одной новинкой конца Второй мировой войны стало применение Вермахтом неуправляемых ракет как средств ПВО против бомбардировщиков союзников. Конечно, с позиции сегодняшнего дня, это, по крайней мере, неразумно. Но когда в конце войны немецкие города подвергались массированным бомбардировкам «летающих крепостей» союзников, такой способ защиты не казался немецким инженерам странным. Тем более, что в Великобритании как средство ПВО использовали неуправляемые ракеты UP-3. Работы по созданию НУР «Taifun» – «Тайфун» начались в первой половине 1944 года. Разработчиком ракет стала немецкая компания «Elektromechanische Werke GmbH». Вначале немцы остановились на более сложном варианте ракеты с жидкостным реактивным двигателем «Taifun-F». Вес ракеты составлял около 25 кг, досягаемость по высоте 13 км, длина около 2 метров, калибр 100 мм. Подрыв осуществлялся по команде радиовзрывателя, или при прямом попадании в цель. Боевая часть весом 700 грамм снаряжалась 500 граммами взрывчатого вещества. Но жидкостную ракету сложно эксплуатировать в условиях реального боя, поэтому вскоре вышел твердотопливный вариант – «Taifun-Р». Испытания новая система ПВО проходила на знаменитом ракетном полигоне Рейха в Пенемюнде. Во время полигонных испытаний пуски проводились из пусковой установки с 16-ю направляющими, созданной на базе 88-мм зенитного орудия. На серийной пусковой установке предполагалось 30 направляющих. После окончания полигонных испытаний (в январе 1945 года) предполагалось перейти к испытаниям в войсках. Для них было заказано 10 000 ракет «Taifun-Р». К маю 1945 года немецкая промышленность изготовила всего 600 ракет, и в боевых действиях они не применялись.

Изготовленные ракеты были захвачены Красной Армией и армией США. Американцы решили развить тему ПВО, и на базе немецкой разработки создали 76-мм неуправляемую зенитную ракету «Loki». Её первый пуск состоялся 22 июня 1951 года. Но к тому времени стало ясно, что эта концепция в принципе не может конкурировать с зенитными управляемыми ракетами, поэтому все изготовленные «Loki» были использованы как научные ракеты для исследования верхних слоев атмосферы. В новой роли эти ракеты оказались нужными и эффективными, они подвергались модернизации, и в варианте «Super Loki» за период с 1968 года по 2001 год их выпустили 9 000 штук.

В Советском Союзе повторили опыт американцев, и на базе «Тайфуна» стали разрабатывать ЗРК с неуправляемыми ракетами, причем делали два варианта – с жидкостной и твердотопливной ракетами. Все было очень серьёзно. Достаточно сказать, что при испытаниях РЗС-115 (вариант зенитной системы с твердотопливной ракетой) было отстреляно 2 500 ракет. Как и в США, комплекс получил отрицательное заключение у военных. Зенитные управляемые ракеты имели неоспоримое преимущество. Но потенциал «Тайфунов» не был забыт. К тому времени на вооружении Сухопутных войск СССР стояли реактивные системы залпового огня РСЗО БМ-13НН, БМ-14. Подошло время их замены на более эффективную РСЗО. И тут оказалось, что ракеты, спроектированные для не принятых на вооружение войск ПВО комплексов с неуправляемыми ракетами идеально подходят для сухопутной РСЗО. Так родилась легендарная БМ-21 «Град». Первоначальный калибр увеличили до 122 мм, количество пусковых труб в пакете довели до 40. 24 января 1964 года РСЗО «Град» на базе автомобиля «Урал-375Д» был запущен в серийное производство и принят на вооружение в Советской Армии. Впоследствии «Грады» были приняты на вооружение армий десятков стран.

Заключение

Смотря видеорепортажи из зоны СВО, и видя подвешенные под Су-25 или Ми-8/Ми-17 блоки с НУР-ами С-5 и БМ-21 «Град», надо знать, что это оружие ведет свою родословную с трофеев Красной Армии 1945 года.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.01.2024 12:00
Комментарии 0
Наверх