Версия // Общество // Создатели аэротакси готовятся поднять в воздух весь мир

Создатели аэротакси готовятся поднять в воздух весь мир

4523

Мечталёты


(фото: Youtube.com)
В разделе

С завершением карантинов в города вернулись автомобильные пробки. Впору вспомнить об объявленных накануне пандемии проектах по развитию аэротакси. Помнится, «Яндекс» обещал сделать полёт сопоставимым по цене с поездкой на авто бизнес-класса. За чем же дело стало?

Во-первых, нужно сказать, что некоторые граждане уже сегодня пользуются вертолётами как повседневным транспортом. Речь идёт прежде всего о менеджерах крупных добывающих компаний. Летают они в основном в пустынных регионах – в Арк­тике, на Камчатке и т.п. Но и оказавшись в столицах, от привычки своей отказываться не спешат. В черте Санкт-Петербурга, к примеру, расположено шесть вертолётных площадок, часть из которых принадлежит структурам «Газпрома». А в пределах МКАД имеется не менее 10 площадок, как ведомственных, так и частных. Но вот внутри Садового кольца нет ни одной: центр Москвы – бесполётная зона.

«Яндекс» ждёт вертушку

Вписать вертолёт в ритм городского транспорта не удалось ещё никому. Начнём с того, что на вылет нужно получить разрешение диспетчера, а он может отказать без всяких объяснений. К тому же себестоимость лётного часа самого популярного частного вертолёта в России Robinson R44 – около 40 тыс. рублей. Сколько выйдет в год, даже считать страшно, поэтому и летают в основном на служебных машинах.

Правда, в 2019 году «Яндекс» объявил, что справится с проблемой. Мол, при грамотной логистике цена полёта значительно снизится. Но оказалось, что для этого понадобится построить новую модель вертолёта. Так вторым участником проекта оказалась госкорпорация «Вертолёты России», которая пообещала создать экономичную машину VRT500. Испытания были намечены на 2020 год, но затем сроки сдвинули – пока на 2022-й. Хотя концепцию VRT500 уже можно назвать морально устаревшей. В мировом тренде для городских аэротакси машины совсем другого типа. Ведущие производители наперебой предлагают для перевозки пассажиров беспилотные многомоторные коптеры на электротяге. Кроме того, как не раз писала «Наша Версия», проект VRT500 находится, по сути, в зачаточном состоянии. Разработка машины поручена не опытным КБ, а молодой компании «ВР-Технологии», у которой, судя по всему, нет даже соответствующего сертификата разработчика, без которого невозможно разрабатывать авиатехнику. Возникает вопрос: зачем АО «Вертолёты России», имея в своём составе два полноценных КБ, создаёт некое общество и поручает ему разработку вертолёта? Похоже, цель одна – «прокачать» через проект как можно больше денег.

На взлёт!

О создании аэротакси как перспективного вида транспорта задумываются и другие компании. 13 российских фирм объединились в «аэромобильный альянс» McFly.aero. Они совместно участвуют в выставках и пытаются получить господдержку, но летающими моделями пока не радуют. В 2018 году специалисты Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» по заказу российской компании Bartini собрали прототип четырёхместного коптера. Четыре двигателя с пропеллерами меняют своё положение в пространстве при переходе от вертикального к горизонтальному полёту. Однако видео с полётом так и не было опубликовано. Правда, есть сообщения, что летала его уменьшенная копия. Зато широко разошлись кадры публичного испытания полёта грузового дрона того же разработчика. На них похожий на черепаху с четырьмя пропеллерами аппарат стоимостью 12 млн рублей неуверенно оторвался от площадки и секунд через 10 рухнул в сугроб. Тогда было объявлено, что полноценную модель аэротакси компания Bartini представит в 2020 году. Но этого так и не произошло.

По теме

В 2017 году концерн «Калашников» показал действующую модель «летающего мотоцикла». Пилот совершал манёвры в помещении сборочного цеха на раме размером примерно 2х2 метра с четырьмя пропеллерами. Сможет ли аппарат как-то противостоять ветру на открытом воздухе, пока непонятно. Впрочем, летающие аппараты по типу ховербайков из «Звёздных войн» строят энтузиасты во всём мире. Они уже летают над лужайками, но полноценным транспортом так и не стали – проблема в том, что разместить на них тяжёлую аккумуляторную батарею просто негде.

Между тем опыт нарабатывается в создании лёгких дронов, которые используются для мониторинга и разведки. К примеру, российская компания Aerodyne.tech предлагает дроны на двигателях внутреннего сгорания, способные работать в Арктике и даже нырять под воду. Правда, полностью их характеристики не публикует. А московская компания COEX конструировала и собирала дроны и для доставки пиццы, и для полиции. Но в итоге сосредоточилась на аппаратах для мониторинга, которые продаёт нефтегазодобывающим компаниям.

Uber не взлетел

Впрочем, и за рубежом пока что не могут похвастаться достижениями. До сих пор наиболее проработанным выглядел проект империи такси Uber, объявившей о создании сети посадочных станций на крышах небоскрёбов. Летающие аппараты с вертикальным взлётом будут снабжены несколькими электродвигателями с пропеллерами. Было объявлено, что в первые годы на борту будет присутствовать пилот и только потом управление доверят роботу. Первые полёты компания обещала провести в 2020 году в Лос-Анджелесе. Но вот срок прошёл, а главная новость прошлого года на эту тему состоит в том, что Uber инвестирует в компанию-разработчика летательных аппаратов Joby Aviation 75 млн долларов в дополнение к уже вложенным ранее 50 миллионам. Правда, судя по всему, речь идёт не о живых деньгах, а об оценочной стоимости дочерней компании Uber Elevate, которая влилась в Joby Aviation. Уж не избавляется ли Uber таким образом от невзлетевшего актива?

Между тем Joby Aviation теперь обещает построить летательный агрегат к 2023 году. Выходит, что детально проработанный план и даже снятые Uber реалистичные видеоролики были всего-навсего маркетинговой идеей, а вовсе не технически проработанным решением.

На этом фоне забавно выглядит новый американский стартап – Lilium Aviation, который обещает запуск «аэротакси» к 2025 году. Правда, здесь речь идёт не о городских, а о междугородных перевозках. Да и летательные аппараты на рекламных картинках очень уж похожи на старые добрые самолёты. Кроме того, для запуска проекта планируется построить аэродром. Похоже, что инвесторы и городские власти называют его «центром летающего такси» просто для того, чтобы привлечь внимание прессы. На самом же деле речь идёт о крылатой «маршрутке» с ценой проезда, как на наземном такси бизнес-класса. Интересно, за что клиент проголосует долларом?

КТО РАЗРАБАТЫВАЕТ АЭРОТАКСИ

Airbus анонсировал два аппарата. Проект Vahana – одноместный конвертоплан с восьмью винтами, расположенными на четырёх крыльях. Конструкция обеспечивает возможность вертикального взлёта. Предполагалось, что этот мини-монстр сможет летать вдоль городских улиц на малой высоте. В 2018 году начались испытательные полёты, а к 2020 году компания обещала представить «полноценное городское аэротакси». Но в 2019 году проект был закрыт, а изобретатели сосредоточились на шестиместном четырёхмоторном коптере CityAirbus. В прошлом году полным ходом шли лётные испытания. В марте директор проекта Бурно Эвен осторожно заявил, что в этом году может начаться процесс сертификации.

• Несколько полётов успел совершить пассажирский коптер, разработанный Boeing. Впрочем, из-за финансовых трудностей, связанных с приостановкой эксплутатации Boeing 737 MAX, корпорация прекратила финансировать своё исследовательское подразделение Boeing NeXt.

• Китайская компания EHang регулярно показывает на выставках летающие модели пассажирских дронов. В начале 2017 года руководитель управления дорог и транспорта Дубая Маттар аль-Тайер заявил, что летом дроны EHang начнут перевозить пассажиров в Объединённых Арабских Эмиратах. Однако запуска аэротакси так и не последовало.

• Переносит сроки запуска и немецкий стартап Volocopter. Его летательный аппарат внешне напоминает вертолёт, но вместо винта над кабиной имеется похожая на люстру конструкция с 18 роторами. Упор в рекламе делается на безопасность: если часть двигателей сломается, то машина сможет продолжить полёт или штатно приземлиться. Однако слабым местом остаётся батарея. Планировалось, что уже в этом году будет открыт маршрут между взлётными площадками во Франкфурте и аэропортом. Однако теперь на сайте компании говорится, что аэротакси начнёт работать в течение трёх лет в Сингапуре.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2021 09:00
Комментарии 0
Наверх