Версия // Общество // Смерть 57 рыбаков породила различные версии и слухи

Смерть 57 рыбаков породила различные версии и слухи

13043

Гибель траулера «Тукан»

РТМ «Тукан»
Фото: https://day-off39.ru/anonsy/4849-rtm-tukan
В разделе

В каждом приморском городе есть свой погибший корабль, о гибели которого рассказывают легенды и слухи. Есть такой корабль и в Калининграде. В 1967 году, во время жестокого шторма в проливе Скагеррак затонул РТМ «Тукан». Во время катастрофы погибло 57 рыбаков. В этой статье мы расскажем о трагедии и о слухах, её сопровождающих.

Океанический лов

После окончания Второй мировой войны перед рыбаками Советского Союза встала задача полного обновления флота. Начали с малого. На верфях ГДР была построена большая серия небольших траулеров – «логгеров» – 850 судов. После них пошла серия (171 судно) средних рыболовных траулеров типа «Океан». Однако и «логгеры», и «Океаны» имели два недостатка. Во-первых, они были небольшими (водоизмещение «логгера» было около 300 тонн, а СРТМ типа «Океан» – 737 тонн), а это влияло на автономность плавания, а, во-вторых, и это самое главное, лов рыбы на них осуществлялся бортовым способом, то есть трал спускали и поднимали вдоль борта. В 20-х–30-х годах такой способ лова на небольших паровых траулерах был эффективен, но к началу 60-х годов устарел. В ряде стран, в частности в Великобритании, проводились эксперименты со спуском и подъёмом трала с кормы, через специальный кормовой слип на морозильном траулере «Fairtry». Такой способ был в разы эффективнее, но требовал разработки специальных устройств. Советские представители купили лицензию на такого типа траулеры и заказали постройку небольшой серии в ФРГ. Новые суда стали называться большими рыболовными морозильными траулерами – БМРТ. Пойманная рыба сразу замораживалась. По головному судну, названному «Пушкин», эту серию стали называть БМРТ типа «Пушкин». С 1955 по 1957 годы в ФРГ было построено 24 судна типа «Пушкин». На базе этого проекта строились различные рыбопромысловые суда, обеспечивающие СССР добычу рыбы практически во всех морях мирового океана. Среди различных типов траулеров с кормовым способом постановки трала был рыболовный траулер морозильный – РТМ типа «Тропик». Строились они в ГДР, серия состояла из 86 траулеров. «Тропики» предназначались для ловли рыбы в тропических широтах. Одним из судов серии был РТМ «Тукан», построенный в 1962 году. Свое название он получил в честь созвездия южного полушария. Приписан «Тукан» был к порту Калининград. До своей гибели он успел сделать пять промысловых рейсов.

Катастрофа

«Тукан» уходил на 6 месяцев на лов рыбы в районе Патагонии, предварительно зайдя в Гавану. Об этом заходе мы ещё расскажем. 25 февраля 1967 года «Тукан» покинул порт Калининград. Вечером 27 февраля траулер вошел в пролив Скагеррак. Начинался шторм. В 23:40 по местному времени по радио было получено предупреждение, что сила шторма прогнозируется до 9 баллов. «Тукан» относился к судам неограниченной мореходности, поэтому даже девятибалльный шторм не представлял для него смертельной опасности. В 02:30 судно получило чувствительный удар. Что это было? После удара траулер испытал сильную вибрацию, которая продолжалась около 10 минут.

Сразу после удара, еще не прекратилась вибрация, раздался сигнал вызова вахтенного штурмана на корму. Кто дал сигнал, следствие не установило. Вероятно, устройство сработало самопроизвольно, возможно, от вибрации. Прибывшие на корму рыбаки обнаружили, что крышка, закрывающая кормовой слип (по нему вытаскивали трал с рыбой на борт траулера) вдавлена внутрь, в двух помещениях рыбного цеха вода. Кроме того, вода была обнаружена в туннеле гребного вала. Были включены помпы для откачки воды, но она продолжала прибывать. В 03:05 появился небольшой крен (два-три градуса) на левый борт. Капитан «Тукана» Юрий Храмцов приказал перекачать топливо (его было много на длинный переход) из танков левого борта в танки правого борта. Это не помогло. Крен увеличивался и достиг десяти градусов. Топливо стали просто откачивать за борт.

По теме

В этот момент вблизи проходила встречным курсом рыболовецкая плавбаза «Вилис Лацис» Рижской базы рефрижераторного флота. Если бы капитан запросил о помощи, жертв точно можно было бы избежать. Но Юрий Храмцов не считал положение своего траулера безнадежным, запрашивать помощь он не стал. Более того, он изменил курс, чтобы разойтись с «Виллисом Лацисом»! Это была роковая ошибка. В 04:20 по судовой трансляции была объявлена команда «Всем надеть спасательные нагрудники и выйти на верхнюю палубу!». Такая команда подается, когда судно неминуемо должно уйти под воду и экипаж начинает эвакуацию с него. В 04:30 почти весь экипаж в спасательных жилетах находился на шлюпочной палубе траулера. До датского берега было около 15 морских миль, капитан дал команду на движение в сторону берега. Но при изменении курса крен «Тукана» увеличился до 35 градусов. Была дана команда к спуску шлюпки левого борта, но к тому времени она была разбита штормом, а шлюпку правого борта спустить было невозможно из-за увеличившегося крена. Мимо траулера прошел пассажирский паром, вероятно, датский. К сожалению, рыбаки не смогли пробраться в ходовую рубку, где хранились сигнальные ракеты. Паром прошел мимо. Наконец, в 04:43 был подан сигнал SOS. Как выяснит следствие, координаты, указанные в радиограмме, отличались от истинного положения траулера на 10 миль – 18,5 км. В 04:50 «Тукан» ушел под воду. Через час к месту катастрофы подошёл вернувшийся обратно «Лацис». С воды было поднято 24 человека, двое из них умерли от переохлаждения. 57 человек погибли, 10 из них не нашли. 32-летнего капитана Юрия Храмцова среди спасенных людей не было.

Ремонт перед путиной

Как и большинство кораблей и судов перед дальним походом, «Тукан» проходил текущий плановый ремонт. Следствие установит, что велся он некачественно, с многочисленными переделками, из-за чего был затянут по времени. 7 февраля, после окончания ремонта, траулер вышел на ходовые испытания. «Тукан» шел по морскому каналу. В определенном месте канала необходимо было сбросить скорость. Но вместо малого хода самопроизвольно включился режим заднего хода, из-за чего «Тукан» развернуло в морском канале. Жители Калининграда потом говорили, что траулер не хотел покидать родной порт. Это, конечно, мистика, а вот то, что ремонт был произведен некачественно, – факт.

РТМ «Тукан»
РТМ «Тукан»
Источник: https://special.klops.ru/tukan

Странный груз

Район лова для «Тукана» был определен – Патагония. Но по пути он должен был зайти в Гавану. Как говорили члены экипажа, в столицу Кубы надо было доставить несколько контейнеров с секретным грузом. Что это за груз – информации нет. С другой стороны, в те годы практика использования судов Министерства морского флота и Министерства рыбного хозяйства в интересах обороны страны было делом обыденным. Если требовалось доставить незаметно какой-то военный груз на Кубу, вполне могли использовать попутный траулер.

Официальная версия

Проведенное следствие определило причину гибели траулера – некачественно закрытый кормовой слип судна. То, что вода с верхней палубы попала во внутренние помещения траулера, объявили ошибкой проектировщика. Причину сильного удара в корпус, из-за чего возникла десятиминутная вибрация, объяснить не смогли. В качестве возможной причины указали сильную волну. Теоретически возможно, но тогда не объяснима сильная вибрация. После того, как официальное следствие расписалось в своем бессилии, моментально родилась версия неофициальная.

Известен прием, которым пользовались советские подводники при проходе проливов и узкостей, находящихся под контролем (в том числе и гидроакустическим) стран НАТО. Для незаметного прохода проливом советские подводники дожидались прохода торгового или рыболовецкого судна СССР. Подводная лодка пристраивается под гражданское судно и идет тем же курсом и с той же скоростью, что и «купец» или «рыбак». Шум винтов гражданского судна (а он значительно сильнее, чем шум винтов лодки, идущей под электромоторами) заглушает шумы подводной лодки, и гидроакустические станции слышат только гражданское судно. Информацию о передвижениях гражданских судов ВМФ имел, что называется, в режиме реального времени. Неофициальная версия заключалась в том, что подводная лодка Балтийского флота для форсирования Датских проливов шла под «Туканом», но из-за сильного шторма столкнулась с траулером. Была еще одна неофициальная версия – из-за шторма сорвался один из контейнеров с секретным грузом для Кубы, ударил в заглушку слипа и сорвал её.

Неудачный подъём

Глубина в месте гибели «Тукана» была всего 37 метров. Власти официально объявили, что обязательно поднимут траулер. Договор был заключен с гражданскими спасателями Балтийского морского пароходства. Была затрачена большая по тем временам сумма – два миллиона рублей. Дважды корму траулера приподнимали над дном моря, и дважды она падала на дно, добавляя повреждения судну. В 1968 году было заявлено, что подъем продолжится, и на это будет выделено еще два миллиона. К этой сумме надо добавить 1,3 миллиона на ремонт «Тукана». Для сравнения, стоимость траулера была 1,4 миллиона рублей. Для восстановления судна надо было потратить 5,3 миллиона при стоимости нового 1,4 миллиона. От подъема, не афишируя это решение, отказались.

Сторонники неофициальных версий настаивают на том, что судоподъемные работы были только прикрытием. На самом деле они были нужны только для того, чтобы поднять контейнеры с секретным грузом. Так это или нет – неизвестно, только с тех пор погибший траулер никто не беспокоил.

В 2012 году были обнародованы секретные материалы из архива ЦК КПСС, связанные с подъемом «Тукана». Согласно этим документам, неудача с подъемом объяснялась только тем, что судоподъемные работы были организованы очень плохо, а от их продолжения отказались из-за экономии валюты.

За послевоенную историю калининградских рыбаков погибли несколько судов: БМРТ «Чернышевский», траулеры «Моршанское», «Ракета» и «Гонг». Эти трагедии засекретили и замалчивали, но то, что произошло с «Туканом», скрыть не удалось.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.04.2021 20:35
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх