Версия // Общество // Создание российского стратегического бомбардировщика-невидимки приведёт к огромным тратам и коррупционным рискам

Создание российского стратегического бомбардировщика-невидимки приведёт к огромным тратам и коррупционным рискам

7912

Послали подальше

2
В разделе

В конце прошлого года на сайте госзакупок был размещён тендер, раскрывающий этапы строительства российского стелс-бомбардировщика ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Его предварительные испытания назначены на апрель 2023 года, государственные – на февраль 2026-го, а в 2027 году самолёт должен пойти в серию. На проект на начальном этапе было выделено 500 млн рублей. «Наша Версия» пыталась понять: реальный это проект или же очередная трата денег?

Сюжет: Армия

Ещё с 2009 года ПАО «Туполев» выполняло контракт на эскизное проектирование самолёта. С военными договорились, что ПАК ДА будет дозвуковым и малозаметным, выполненным по схеме «летающее крыло», фюзеляж и крыло самолёта представляют единую конструкцию, и у машины нет хвостового оперения. В начале 2017 года появились полноразмерный макет и цифровая модель. В том же году Юрий Борисов, бывший тогда замминистра обороны, заявлял: лётные испытания первых прототипов могут начаться в 2025 году, а выпускать их станут в 2028– 2029 годах. Официально о начале работ по созданию перспективного бомбардировщика было объявлено в начале 2019 года, когда проект получил наименование «Изделие 80».

А в конце декабря прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко заявил, что предприятия ВПК уже приступили к строительству элементов ПАК ДА, которые будут использованы для сборки тестовых образцов. Теперь же достоянием гласности стал контракт с КБ Туполева, в котором расписаны этапы опытно-конструкторской работы по созданию самолёта.

Самый новый, самый мощный

О самом бомбардировщике даётся лишь общая информация. Так, сообщается, что самолёт будет иметь дальность полёта 12 500 километров и полезную нагрузку, превышающую 27 тыс. килограммов. На сегодня остаётся неясным, будет ли его роль носить чисто стратегический характер или же, как и Ту22М3М, он будет предназначен для тактических ударов и охоты за кораблями. Также сообщается, что самолёт будет иметь увеличенную по сравнению с предшественниками продолжительность полёта без дозаправки и нести большую боевую нагрузку. Помимо обычных и ядерных боеприпасов ПАК ДА планируется оснащать гиперзвуковыми вооружениями, которые смогут поражать стратегически важные объекты противника с расстояния в тысячи километров. А использование ракет класса «воздух – воздух» должно позволить ПАК ДА летать без сопровождения истребителей.

Известно и о ключевых системах нового бомбардировщика. Предполагается, что при его строительстве будут применяться стелс-технологии, соответственно, новый российский стратегический бомбардировщик будет почти невидим для радаров противника. Кроме того, самолёт получит двигатель особенной конструкции, выдерживающий длительные полёты. Его испытания планируется начать уже в нынешнем году на летающей лаборатории Ил-76. Контракт на разработку двигателя с тягой 23 тонна-силы был заключён между Объединённой двигателестроительной корпорацией и ПАО «Туполев». Задача стоит сделать агрегат, который сможет обеспечивать бомбардировщику продолжительность полёта с дозаправкой не менее 30 часов. По контракту планируется выпустить три лётных образца бомбардировщика.

Предварительные испытания собранных прототипов, включая систему спасения, предписано начать в апреле 2023 года и завершить к осени 2025-го. Затем последует этап государственных испытаний. Примерная стоимость проекта – 100 млрд рублей.

В 100 миллиардов не уложатся

Судя по запросам военных и обещаниям авиастроителей, результат должен получиться фантастическим. В перспективе этот самолёт может стать первым беспилотным стратегическим бомбардировщиком в мире. Однако при трезвом взгляде идея создания стратегического бомбардировщика пятого поколения, пока ещё не существующего в остальном мире даже в проекте, выглядит фантастически. Особенно учитывая, что первый серийный истребитель пятого поколения недавно потерпел крушение из-за технической неполадки, отчего оказались сорваны его поставки в войска. Потому возникает вопрос: насколько реальна затея по созданию бомбардировщика-невидимки? По мнению экспертов, переход на новое поколение – это технически сложный и долгий процесс, и скорее всего сроки создания бомбардировщика выдержать не удастся, одни только госиспытания могут растянуться на годы, если не на десятилетия. Ведь в перспективном бомбардировщике всё будет новым – от конструкции самолёта до материалов, из которых он сделан. В связи с этим большинство технологий придётся разрабатывать практически с нуля, покупать или добывать с помощью промышленного шпионажа. Это сделает самолёт значительно дороже.

К тому же российские самолёты существенно проигрывают американским по качеству электронной начинки. Например, эксперты обращают внимание на ограниченную функциональность радара, который обнаруживает присутствие другого самолёта, но не способен при этом гарантированно обеспечить наведение бортового вооружения. Естественно, эту проблему придётся решать, что не так-то просто. Также наверняка возникнут сложности с созданием двигателя для нового бомбардировщика. Напомним, что как раз эта проблема стала ключевой для проекта по созданию истребителя пятого поколения. Потому вряд ли означенные работы обойдутся в 100 миллиардов рублей, скорее всего намного дороже.

Здесь следует учесть звучащие ныне заявления о том, что для нового самолёта будут разработаны новые гиперзвуковые ракеты, системы искусственного интеллекта и т.д. Естественно, что всё это потребует немалого финансирования. В любом случае ПАК ДА – это новый этап в развитии конструкторской мысли, и эти работы важны в первую очередь для авиастроения и подготовки инженерных кадров. В течение многих лет новую платформу можно будет развивать и совершенствовать. Если, конечно, проект удастся реализовать.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования

– Несмотря на то что под этот проект выделено солидное финансирование, очевидно, что это всего лишь научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как правило, только каждая четвёртая из них полностью реализуется. Не исключено, что этот проект затянется, как история с истребителем пятого поколения, которая продолжается уже без малого десятилетие. В России хорошая школа по созданию планёров для самолётов, но с рядом технологий, в том числе с двигателями, серьёзная проблема. Тем более страна находится под санкциями и доступ к иностранным технологиям значительно ограничен. Правда, допускаю, что анонсирование запуска этого проекта есть всего лишь попытка как-то запугать тех же американцев: мол, мы способны создавать высокотехнологичное оружие.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.01.2020 07:25
Комментарии 1
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх