// // Со дна моря подняли яхту Петра Первого, «благодаря» которой в России появился английский табак

Со дна моря подняли яхту Петра Первого, «благодаря» которой в России появился английский табак

1156
Памятник Петру Первому работы Зураба Церетели в Москве (фрагмент)
Памятник Петру Первому работы Зураба Церетели в Москве (фрагмент)
В разделе

Остов судна The Transport Royal, которое три столетия назад затонуло, направляясь из Архангельска на Северную войну, подняли со дна Балтийского моря участники российско-шведской исследовательской группы iXplorer ocean research.

Выжить при крушении The Transport Royal удалось 21 моряку из интернационального экипажа: русским, датчанам, британцам. Все они направлялись к театру военных действий на Балтику, однако налетевший у острова Марстранд шторм разрушил эти планы. Корабль пошел ко дну, а экипаж попал в плен к шведам, большинство моряков умерли в заточении.

Как уточняют специалисты, яхта The Transport Royal была судном шестого ранга, а ее название, «королевский транспорт», говорит само за себя. Оснащенную двадцатью пушками яхту, которую особо выделял российский император Петр Первый, спроектировали и построили в Британии в 1695 году. Проект готовил адмирал Питер Кармартен, на воду ее спустили в доке Чатама под наблюдением судостроителя Роберта Ли.

К российскому самодержцу The Transport Royal попал в качестве подарка от короля Вильгельма Третьего: в 1698 году Петр побывал в Англии, и его величество обратил внимание на то, как нравится русскому гостю быстроходный корабль.

Подарок, правда, был обставлен несколькими условиями. 28 тысяч фунтов стерлингов Петр Первый заплатил за найм необходимых для обслуживания яхты специалистов (в сумму вошли также посольские расходы), а в качестве ответного жеста даровал британским подданным право на монопольную торговлю табаком в России. В число первых торговцев дымным зельем вошел и создатель The Transport Royal лорд Кармартен.

Руководитель группы россиянин Алексей Михайлов уточняет: шведские власти получат официальное уведомление о находке, а также заявку на подъем основных элементов судна и их экспозицию в России. При этом исследователь отмечает удивительное совпадение: яхта The Transport Royal потерпела крушение 27 сентября 1715 года, а первые детали дайверы обнаружили... 27 сентября 2015-го. Причем даже не ожидали этого: по словам Михайлова, погружение должно было стать последним в сезоне, поиски яхты Петра Первого рассчитывали продолжить следующим летом.

Подводные работы в рамках правительственного «Проекта Марстранд» ведутся в Швеции с 1998 года, за этом время исследователям удалось, в частности, отыскать затонувший в 1698 году фрегат «Фредерикус».

Отдел новостей «Нашей версии»
Опубликовано:
Отредактировано: 22.10.2015 16:56
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх