// // Сколькими принципами еще поступится Брюссель?

Сколькими принципами еще поступится Брюссель?

732

Приглашение влезть в долги

Сколькими принципами еще поступится Брюссель?
В разделе

Несколько недель, прошедшие после голосования по вопросу Выхода Британии из ЕС, ясно дали понять, что Европейский союз не собирается использовать эту возможность, чтобы заново определить себя. Блок, кажется, приспосабливается к статусу-кво, в котором соблюдаются незначительные правила ЕС, в то время как значительные часто игнорируются.

Предоставьте обоснование

Два случая иллюстрируют то, что наблюдатели могли бы назвать «растущей межправительственностью внутри союза», но на самом деле они являются примером того, как более крупные страны диктуют Брюсселю, каким правилам они предпочитают следовать. Первый касается трехпроцентного лимита ЕС по дефициту государственного бюджета к ВВП, а второй - приверженности членов к демократическим ценностям и принципам. Европейская комиссия решила, что не следует штрафовать Испанию и Португалию за нарушение лимита в 3%. Потолок дефицита должен быть одним из наиболее важных принципов союза, предназначенным для удовлетворения консервативных стран Северной Европы, прежде всего Германии. Во время долгового кризиса 2011 года 24 из 27 стран ЕС имели дефицит выше 3%. Теперь же этот показатель превышают только шесть из 28 членов блока, и одним из них является Великобритания, которая, вероятно, будет игнорировать правила ЕС по собственному желанию, поскольку ведет переговоры о выходе. В Испании дефицит составляет 5,1% ВВП, а в Португалии 4,4%. Теоретически обе страны могут быть оштрафованы на 0,2% от ВВП за нарушение правила, если не предоставят «обоснование».

В 2015 году ЕС ввел некоторые новые правила в рамках «Пакта стабильности и роста», который устанавливает потолок дефицита. По их мнению, страны с чрезмерным дефицитом должны представить план реформ для решения этой проблемы. Франция, с дефицитом в 3,5%, поступила таким образом и избежала штрафов, хотя сомнения в ее способности достичь целевого показателя сохраняются. Усилия Испании и Португалии были признаны недостаточными, и стал вопрос о применении первых штрафов в соответствии с более жесткими правилами. Даже президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, не сторонник идеи штрафов, высказывался за их применение, или, по крайней мере, принуждении государств-нарушителей к соблюдению правил блока. Но согласно сообщениям, Испанию и Португалию ждал неожиданный сюрприз в виде поддержки от одного из самых ярых сторонников жесткой экономии в Европе — министра финансов Германии Вольфганга Шойбле.

Тест завален

Решение комиссии стало причиной ожесточенной баталии в Twitter между Дирком Хоерном, журналистом немецкого издания Bild, и Мартином Селмаер, руководителем кабинета Юнкера. «Комиссия ЕС хоронит пакт о стабильности, - заявил журналист. - Это приглашение влезать в долги». Селмаер ответил, что комиссия лишь вынесла рекомендацию. Главы национальных минфинов могут принять его или отвергнуть.

Оказывается, Шойбле не слишком заинтересован в соблюдения правил ЕС на данный момент — он предпочел бы поддержать союзника, правоцентристского премьер-министра Испании Мариано Рахоя, который изо всех сил пытается сформировать правительство после неудачных выборов, на которых его партия хоть и получила большинство, но имеет мало шансов сформировать правящую коалицию. Правительство Ангелы Меркель предпочло бы иметь дело с Рахоем, чем с левым испанским кабинетом. Можно утверждать, что само правило имеет мало смысла в мире отрицательных или нулевых процентных ставок, и фискальное стеснение дискредитировало себя. На самом деле Испания частично восстанавливается благодаря ослаблению режима жесткой экономии. Неудача ЕС в том, что, такие тяжеловесы как Шойбле предпочли работать напрямую со своими коллегами, а не через Брюссель.

По теме

Другим тестом, который комиссия может завалить, является ее противостояние с Польшей. Комиссия расследует не нарушает ли националистическое правительство этой страны норм верховенства закона — еще более важного правила для членов ЕС, чем финансовое благоразумие. На этой неделе Комиссия опубликовала рекомендации для Польши по вопросу восстановления независимости конституционного суда, который правительство пыталось взять под свой контроль. По этому вопросу, Комиссия сталкивается с открытым вызовом правящей партии Польши, «Закон и справедливость» (ЗиС). Ее лидер Ярослав Качиньский уже заявил , что этот вопрос находится вне компетенции ЕС.

Принести жертву

Национальные лидеры не могут поддержать санкции против Польши - одной из крупнейших экономик блока и нового лидера его восточной части. Германия, например, не станет рисковать появлением антинемецких настроений в соседней стране. Если расследование комиссии, имеющее твердые правовые основы, сойдет на нет, это будет еще одним доказательство того, что брюссельская бюрократия приносится в жертву ради многосторонних сделок национальных лидеров.

Комиссия продолжает следовать своим правилам лишь в незначительных вопросах — например, обязаны ли виноградари на греческом острове Самос продавать виноград или им можно позволить делать из него вино — и в этом ее авторитет, как правило, признается. Но все чаще, Юнкер и другие технократы в Брюсселе, вероятно, будут игнорироваться лидерами стран ЕС. Вполне вероятно, что даже переговоры по вопросу брекзит не будут проходить между официально назначенными переговорщиками — сецессия адвокат Дэвид Дэвис и французский еврократ Мишель Барнье — но между премьер -министром Терезой Мэй и Ангелой Меркель.

Конечно, во многом так было всегда. Договоры ЕС сильны настолько, насколько национальные правительства готовы отстаивать их. Но поскольку блок сталкивается со все большим давлением (под угрозой оказалось даже столь популярное достижение ЕС как шенгенское соглашение), остается только гадать, сколькими еще принципами поступится Брюссель.

Опубликовано:
Отредактировано: 23.08.2016 14:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх