Версия // Бизнес // «Шереметьево-Карго» просит Минфин и ФТС признать незаконными действия Шереметьевской таможни в отношении грузотерминала

«Шереметьево-Карго» просит Минфин и ФТС признать незаконными действия Шереметьевской таможни в отношении грузотерминала

4652

Груз или товар?

«Шереметьево-Карго» просит Минфин и ФТС признать незаконными действия Шереметьевской таможни в отношении грузотерминала (фото: stroi.mos.ru)
В разделе

Один из крупнейших российских грузовых терминалов «Шереметьево-Карго» был вынужден обратиться к руководителю министерства финансов РФ Антону Силуанову и ВрИО главы ФТС России Руслану Давыдову с просьбой внести ясность в правоприменение закона, регламентирующего порядок подачи отчетности владельцами СВХ в таможенные органы.

Сложившаяся «нездоровая» практика «выборочного использования неясности правовых норм локальными таможенными органами» может привести к серьезным проблемам с международными перевозками грузов и перебоям с поставками товаров. В своих письмах с просьбой о содействии оператор по наземному обслуживанию грузов в Международном аэропорту Шереметьево описывает, по их мнению, незаконные действия Шереметьевской таможни, которая, несмотря на неясности и противоречия правого регулирования порядка предоставления отчетности владельцем СВХ в таможенные органы регулярно возбуждает административные дела в отношении грузового терминала и других СВХ, работающих в аэропорту Шереметьево, и массово выписывает им Протоколы.

О неясности толкования Приказа ФТС от 18.03.2019 №444 при подачи электронной отчетности в таможенные органы участники ВЭД заговорили практически сразу после его вступления в законную силу. Для решения проблемы необходима разработка «Регламента и Процедур», определяющих порядок предоставления отчетности владельцами СВХ в таможню, о чем представители деловых кругов неоднократно сообщали в различные инстанции. Да и сами таможенники поднимали этот вопрос на своих заседаниях и ставили в план подготовку предложений по внесению изменений и доработке нормативного акта. Правда, пока все закончилось на стадии «обсуждение».

В то время как в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О таможенном регулировании»: «положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки в Российскую Федерацию и (или) вывозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки из Российской Федерации».

Поэтому возлагать на СВХ ответственность за непредоставление информации ему неизвестной в отсутствие разъяснительных рекомендаций, недопустимо. Но Шереметьевская таможня и слышать ничего не хочет о невозможности владельцами СВХ выполнять ее требования. При этом, отождествляя такие понятия как «груз» и «товар», сотрудники таможенного органа неосознанно или умышленно могут создавать прецеденты для подачи неполной информации и расхождений в отчетах ДО-1 и ДО-2, (которые в соответствии с Приказом №444 владелец СВХ должен направлять в таможню), и впоследствии за это наказывают без вины виноватый СВХ, возбуждая в отношении него административное дело.

Для всех очевидно, что этот вопрос требует незамедлительной и тщательной проработки. Причем для того, чтобы не повторять уже допущенные ошибки, решать его надо сообща – представителями таможенных органов и СВХ, которые как никто другой знают все особенности производственного процесса обслуживания прибывающего на международных рейсах груза.

Пригласить пригласили, а пустить забыли

По теме

С 30 по 31 октября в Москве пройдет Международный таможенный форум – 2023, в течение которого ФТС России проведет круглые столы на злободневные темы.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте МТФ – 2023- «Ежегодно это событие дает возможность представителям государственной власти и бизнеса собраться на одной площадке для обмена опытом и обсуждения новых инициатив в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного администрирования».

Одна из тем, заявленная организаторами мероприятия, звучит как: «Инструменты поддержки и упрощения ведения ВЭД». В рамках данной тематики было бы уместно, а главное – своевременно, обсудить наболевшие проблемные вопросы и неблагоприятные последствия применения Приказа №444.

Однако, как показал печальный опыт, не всем представителям бизнеса предоставили возможность принять участие в столь масштабном и значимом мероприятии для всех участников внешнеэкономической деятельности. И вынести на всеобщее обсуждение ситуацию, описанную в письмах АО «Шереметьево-Карго» в Минфин и ФТС России и связанную «с регулярным использованием неясности правовых норм Приказа ФТС №444 для ограничения прав участников ВЭД и искусственного завышения показателей возбужденных административных дел» в отношении СВХ, грузовому оператору так и не удалось. Организационный комитет МТФ-2023 отказал «Шереметьево-Карго» в регистрации на мероприятие. Также было отказано в аккредитации и СМИ, которое ранее в своих материалах уже освещало проблемные вопросы, возникшие у СВХ из-за неясности процедуры применения вышеназванного Приказа. Причем, если в случае с «Шереметьево-Карго» оргкомитет Форума сослался на пропущенные сроки регистрации, то СМИ подало заявку в отведенный для этой процедуры срок. Но и в первом, и во втором случаях заявки на участие были отклонены.

Также наводит на определенные мысли и размышления дата отправления Шереметьевской таможней в адрес АО «Шереметьево-Карго» письма-приглашения на Форум. Несмотря на то, что регистрация на мероприятие была открыта еще в мае, предложение принять участие в МТФ-2023 было направлено Почтой России только 11 октября (за 7 дней до окончания регистрации. При условии, что письмо идет до адресата приблизительно 7-12 дней).

А рассказать грузовому терминалу было что.

Правовые ловушки

Как сообщает в своих обращениях грузовой терминал, СВХ работает непосредственно с грузом. Таможня же взаимодействует с товаром. И если до принятия новой редакции Приказа, регламентирующего порядок подачи отчетности в таможню, сотрудники контролирующего органа учитывали то обстоятельство, что СВХ не взаимодействует с товаром в экономическом плане и не имеет законного права для истребования от владельца груза экономической документации (точное описание товара, содержащегося в грузовых местах, прибывших на Склад), а руководствуется перевозочными документами (авианакладной, грузовым манифестом), содержащими лишь обобщенные сведения, (необходимые для обеспечения безопасной обработки груза), то после принятия нового Приказа в 2019 году этот порядок несколько видоизменился, поставив СВХ практически в безвыходную ситуацию.

Как мы видим, по новым правилам, после размещения груза на складе СВХ обязан подать в таможню отчет по форме ДО-1 (отчет о принятии груза на СВХ), в котором может указать только обобщенную информацию о грузе, указанную в перевозочных документах. Далее таможенный орган, зная об отсутствии у владельца СВХ полной информации о товаре, после получения развернутых сведений от декларанта, отправляет их в адрес СВХ в виде Уведомления о выдаче товаров. А вот далее происходит совсем абсурдная ситуация – таможенный орган требует от СВХ отправить ему обратно полученную от таможни информацию в отчете ДО-2 (отчет о выдаче товаров с временного хранения). Причем, надо понимать, что при заполнении ДО-1 у СВХ отсутствовали полные сведения о товаре. Поэтому в графе «характер груза» он указал, например, просто «Электроника». В Уведомлении таможня уже пишет более подробно «смартфоны – 6 шт». И, если СВХ ведет счет грузовых мест, то таможня – отдельных товаров. Но, несмотря на весьма сомнительную арифметику, требует от СВХ совпадения этих цифр.

По теме

Образно говоря, это практически то же самое, как если бы СВХ груз измерял, взвешивая его на весах, а таможня, измеряя его температуру. А после таможенный орган выписывал Протокол на основании того, что эти два показателя по какой-то непонятной таможне причине не совпадают.

Также стоит отметить, что груз по одной авианакладной может прилететь на нескольких рейсах. И в этом случае отчеты по форме ДО-1 должны подаваться в рамках одной авианакладной по каждому рейсу отдельно. Но в сопроводительных документах отсутствует информация о количестве и виде товаров в каждом прилетевшем грузовом месте. Есть только общая информация, которая и указывается СВХ в ДО-1. В то же время на каждый ДО-1 СВХ должен подать отдельный ДО-2. И при этом, видимо, используя экстрасенсорные способности, точно угадать какой именно товар прилетел на каком рейсе, в каком количестве и в каком грузовом месте. Ошибка недопустима и чревата возбуждением административного производства.

Более подробно изъяны нового Приказа, (в котором забыли учесть существенные технологические особенности воздушной перевозки), и их последствия отражены в видеофильме, размещенном на сайте «Шереметьево-Карго».

СВХ осуществляет электронный документооборот с таможней в соответствии с сетевым графиком на основе электронной логистики, который настолько сложен, что разобраться в нем неподготовленному специалисту практически невозможно. Таможенная же служба в лице Шереметьевской таможни, в результате неясности и противоречий Приказа №444, своими действиями еще более усложняет этот процесс и как видно, создает:

  • дополнительную и ненужную нагрузку как на персонал СВХ, так и на внутренние системы таможенного органа;
  • предпосылки для искусственного завышения показателей работы таможни и формального привлечения к ответственности СВХ.

Результат – увеличение сроков выпуска товара, повышение его стоимости и задержки с поставками конечному пользователю.

Как показал структурный анализ процесса правоприменения Приказа №444, его непроработанность и неясность толкования дают возможность таможенным органам при желании привлекать к административной ответственности практически любой СВХ, добросовестно выполняющий свои обязанности.

Причем незаконность массового возбуждения Шереметьевской таможней административных дел в отношении СВХ подтверждается другим нормативным актом ФТС. Так, в соответствии с ч.5 ст. 8 Федерального Закона «О таможенном регулировании» №289-ФЗ «никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах».

И представителям Шереметьевской таможне следовало бы знать, что согласно ч. 4 ст. 8 вышеназванного закона «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.10.2023 19:20
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх