// // Сезон 2004/05 стал юбилейным для знаменитого камерного оркестра «Виртуозы Москвы»

Сезон 2004/05 стал юбилейным для знаменитого камерного оркестра «Виртуозы Москвы»

45

25 лет из жизни Спивакова

Сезон 2004/05 стал юбилейным для знаменитого камерного оркестра «Виртуозы Москвы»
В разделе

Юбилеи для Владимира Спивакова в последнее время дело обычное. В прошлом году выдающийся музыкант отмечал собственное 60-летие. В этом — вместе с соратниками он празднует юбилей творческий. Его оркестру «Виртуозы Москвы» стукнуло 25! Помимо этого музыканты приняли активное участие в марафоне, посвящённом 60-летию Великой Победы: Лондон, Рим, Париж, многие города России... В рамках тура Спиваков даже поднялся на палубу атомного крейсера!

В своё время оркестр с броским названием «Виртуозы Москвы» открыл новый этап в истории классической музыки. Впервые он дебютировал в Нижнем Новгороде в 1979 году. И это не было началом долгого и тернистого пути. Потому что в коллективе, созданном известным скрипачом, заслуженным артистом РСФСР Владимиром Спиваковым, изначально играли лауреаты Государственных премий, победители всесоюзных конкурсов и ведущие артисты столичных оркестров. Впрочем, изюминка нового оркестра была не только в уникальности каждого из участников.

«Виртуозы Москвы» давали «Концерт для пишущей машинки с оркестром», устраивали лирические отступления в виде пения оркестрантов во время исполнения виртуозной пьесы английского композитора Андерсена «Пустячок». Программа скорее напоминала клоунские номера в цирке. (Недаром эта пьеса в своё время была одним из ударных номеров знаменитого американского комика Дэнни Кея, выступавшего в сопровождении Нью-Йоркского филармонического оркестра.)

Впрочем, и шуток вроде: «Что «Москвы» — понятно, а вот что «виртуозы» — ещё доказать надо» именитым музыкантам избежать не удалось. Только доказывать было нечего. Квартет Бородина, Юрий Башмет, Михаил Мильман — виртуозов созыва 1979 года в Нижнем Новгороде помнят до сих пор. И, кстати, сейчас на юбилейные концерты оркестра десятки людей приходят с программками первого концерта «Виртуозов», чтобы 25 лет спустя получить ещё один автограф маэстро.

Начиная с первого концерта Владимир Спиваков продолжает оставаться главным шоуменом российской классики. Хотя многие критически отзываются об утрированности эмоций на лице мастера. Мол, играя и дирижируя, Спиваков так усиленно изображает вдохновение или утомление, что, убрав звук, его движения можно рассматривать как самодостаточные пластические этюды. Ведь покинуть дирижёрский пульт прямо во время исполнения вальса Иоганна Штрауса, чтобы станцевать с Майей Плисецкой, сидящей в первом ряду партера, для Спивакова обычное дело.

Но разве интереснее наблюдать скорбно-пафосную маску большинства дирижёров симфонических оркестров? Поэтому от маэстро ждут театральности, красивых жестов, элегантного эпатажа, что с успехом раз за разом, год за годом и демонстрирует музыкант. Не стали исключением и юбилейные концерты.

Для начала посреди исполнения сатирического «Антиформалистического райка» Шостаковича в Большом зале Московской консерватории «виртуозы» запели хором. Затем, когда знаменитый питерский баритон Сергей Лейферкус в образе Сталина начал критиковать современное искусство за антимузыкальность и дурновкусие, в партере поднялся «возмущённый зритель» (в исполнении известного актёра театра и кино Евгения Миронова) и стал выкрикивать лозунги против «творящегося произвола на сцене и в стране». При этом он указывал пальцем на человека, сидящего в ложе и очень похожего на Бориса Ельцина. Спиваков на сцене не растерялся и начал палить из заранее приготовленного пистолета. Завершился же спектакль канканом Спивакова под ручку со «Сталиным» (Сергеем Лейферкусом. — Авт.).

По теме

Тем не менее при всей внешней несерьёзности мастерство музыкантов сомнений не вызывает. И наверное, поэтому Москва их видит нечасто: коллектив чрезвычайно востребован и постоянно находится на гастролях. Концертный график «Виртуозов» — до 100 выступлений в год. А в 2005 году к ним прибавилось и ещё несколько: «Виртуозы Москвы» приняли активное участие в Международном культурном марафоне, приуроченном к 60-летию окончания Второй мировой войны. Худрук «Виртуозов» не понаслышке знает, что такое война. «Я решил принять участие в этом марафоне, потому что война — часть моей жизни, часть моей биографии, точнее, биографии моих родителей», — говорит Спиваков. Владимир Теодорович родился осенью 1944-го в Уфе, в эвакуации. Его мать чудом выжила в блокадном Ленинграде, отец получил две тяжелейшие контузии на фронте. Поэтому для него звонкие аккорды 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича так же «щемящи» и одновременно прекрасны, как и для миллионов людей, переживших блокаду. Кроме Шостаковича в рамках марафона оркестр играет произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Баха, Дебюсси, Моцарта... Кстати, в столице Северного флота Североморске маэстро побывал даже на атомном крейсере «Пётр Великий». Командующий Северным флотом Михаил Абрамов пригласил Спивакова на борт, где лично устроил ему экскурсию и угостил флотским борщом.

Опубликовано:
Отредактировано: 05.11.2016 17:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх