// // Руководство «Транснефти» намеренно занижает прибыль компании

Руководство «Транснефти» намеренно занижает прибыль компании

2555

Прикарманили!

фото: РИА Новости
фото: РИА Новости
В разделе

«Транснефть» может оказаться в центре дивидендного скандала. В ближайшие дни в Арбитражном суде Москвы продолжится заседание по иску компании «Прожектор» к нефтяному концерну. На поверку, однако, руководство «Транснефти», по всей видимости, хитрит не только в отношении своих миноритариев, но и государства, являющегося фактическим владельцем компании.

Напомним, что ООО «Прожектор», являющееся держателем небольшого пакета привилегированных акций «Транснефти», обратилось в московский арбитраж ещё 15 октября прошлого года. Исковые требования фактически сводятся к тому, что миноритарии требуют признать привилегированные акции голосующими на том основании, что «Транснефть», по мнению истцов, не полностью выплачивает дивиденды по акциям, намеренно занижая прибыль компании. Таким образом, по закону «Об акционерных обществах» это обстоятельство даёт право держателям привилегированных акций участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции.

Заседание было намечено на 10 марта, на которое суд в качестве соответчика по иску решил привлечь Российскую Федерацию. Действительно, государство является фактическим владельцем нефтяного монополиста – ему принадлежит 78,1% уставного капитала «Транснефти».

Впрочем, можно ли в случае с «Транснефтью» считать государство соответчиком – ещё большой вопрос. Если подробнее разобраться в деятельности топ-менеджмента компании, то невольно приходишь к выводу о том, что государству, похоже, в пору уже самому обращаться в судебные инстанции.

Спрятанная прибыль

Основная претензия миноритариев к «Транснефти» – сознательное занижение чистой прибыли, которую головная компания «перекидывает» на свои «дочки», таким образом у неё появляется возможность занизить размер выплачиваемых дивидендов.

Так, как подсчитали в ООО «Прожектор», в 2013 году прибыль «Транснефти» по МСФО оказалась в 14 раз (!!!) выше чистой прибыли по РСБУ. А по итогам 2014 года – в 5 раз. В руководстве компании, впрочем, ещё в конце прошлого года заявили о том, что уже в этом году ситуация должна измениться. «Сейчас доходная часть должна увеличиться, поскольку с 2016 года мы будем осуществлять бухгалтерский учёт по международным стандартам. Это сопряжено с тем, что прибыль, подлежащая распределению по дивидендам, увеличится. Так что здесь тоже опасений никаких не должно быть», – отмечал президент «Транснефти» Николай Токарев.

Интересно заметить, что ещё с середины прошлого года, когда вопрос с размером дивидендов стал активно муссироваться в СМИ, в «Транснефти», похоже, решили немного «подправить» отчётность. В 2014 году – впервые с 2010 года! – в отчётности по МСФО доля головной компании в чистой прибыли группы «Транснефть» увеличилась с прежних 4–7% аж до 20,1%.

Заметим, что, занижая дивиденды миноритарным акционерам, руководство «Транснефти» на самом деле недоплачивает и своему основному владельцу – государству. Так, по подсчётам экспертов, если миноритарии по факту, например, получают лишь около 2% от реальной прибыли группы «Транснефть» (хотя должны получать 10%), то государство получает немногим больше – 3%, хотя должно получать 15–25%. На вопрос о том, почему львиная доля прибыли из года в год перекидывается на «дочерние» компании, глава «Транснефти» Николай Токарев отвечает так: «Что такое консолидированная прибыль? Это забрать её у «дочек», которые крупные налогоплательщики. Сегодня они выплачивают в регионах 50 с лишним миллиардов рублей налогов».

По теме

Правда, при этом в «Транснефти» почему-то забывают упомянуть о том, что ещё с 2012 года компания является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков. Это означает, что даже если вся прибыль будет записана на головную компанию, то налоговые отчисления в бюджеты регионов никак не пострадают.

Что до прав миноритарных акционеров, то до них руководству «Транснефти», похоже, и вовсе нет дела. «У нас миноритариев нет… есть привилегированные акционеры. Но «привилегированные», вы знаете, это такое условное название. Это и не акционеры на самом деле», – ничтоже сумняшеся заявляет президент «Транснефти».

Корпоративные нужды на полтриллиона рублей

Столь разительные перемены в финансовой отчётности по МСФО и повышение в разы прибыли головной компании по итогам 2014 года на самом деле объясняются вовсе не заботой об акционерах и дивидендах, но, вероятно, серьёзными экономическими просчётами руководства самой «Транснефти».

Всё дело в том, что в своём отчёте за 2014 год компания раскрыла сделки с деривативами. Не вдаваясь в сложные финансовые подробности, поясним, что речь идёт о том, что в 2014 году руководство «Транснефти», видимо, решило заняться финансовыми спекуляциями. В период девальвации рубля глава корпорации Николай Токарев по непонятным причинам решил страховать риски от – внимание! – падения (!) курса доллара. Таким образом, в результате укрепления американской валюты российская государственная трубопроводная компания увеличила задолженность на 76 млрд рублей, что составляет почти 10% от выручки компании по итогам года.

Кроме того, у «Транснефти» также имеется огромный долларовый кредит, взятый в Банке развития Китая ещё в 2010 году, балансовая стоимость которого составляет ни много ни мало 540,7 млрд рублей! Средства эти, как говорится в финансовом отчёте, предназначены для «финансирования системы нефтепроводов в России… а также на общекорпоративные нужды».

К «общекорпоративным нуждам», очевидно, можно отнести закупку в 2012–2013 годах 50 лёгких американских одномоторных вертолётов Robinson. Мало того, что американская техника может существенно уступать российским аналогам, так ещё после обледенения и аварийной посадки американского вертолёта, облетавшего нефтепровод Малгобек – Тихорецк, использование одномоторных вертолётов вообще было запрещено. Убытки «Транснефти» в результате этой непродуманной покупки составили 25 млн долларов.

Впрочем, со строительством нефтепроводов у компании тоже не всё ладно. В марте прошлого года Счётная палата предъявила серьёзные претензии к инвестиционной программе «Транснефти». Среди прочего в своём отчёте главный аудитор Валерий Богомолов отмечал, что темпы строительства трубопроводов на 23% ниже предусмотренных.

Фиктивный соцпакет

Столь низкая производительность труда в «Транснефти» объясняется в том числе и тем, что руководство, вероятно, не очень-то заботится о благополучии своих сотрудников. Недавно в компании разгорелся очередной скандал из-за неисполнения «Транснефтью» своих социальных обязательств перед работниками.

Сотрудник АО «Транснефть-Урал» Линарт Салимов выиграл суд против своего теперь уже бывшего работодателя, доказав, что получить страховую компенсацию за инвалидность было невозможно изначально. Всё дело в том, что «Транснефть-Урал» заключала страховые договоры на своих сотрудников с собственной страховой компанией ООО «Сот-транс». Причём в договорах отдельным пунктом оговаривалось, что работник имеет право на выплату компенсации только в том случае, если первичное диагностирование болезни и установление инвалидности произойдут в срок в один год. Однако любой человек, знакомый с отечественной системой здравоохранения, знает, что пройти лечение, реабилитацию, а также собрать все необходимые справки для получения инвалидности за год невозможно в принципе.

«Заключая этот договор, работодатель заключил его со стопроцентной своей «дочкой». Тем самым он выбрал худший вариант для своих работников, в результате чего они оказались без страхового возмещения, то есть априори этот договор невозможно было исполнить, – комментирует адвокат Валерий Шарипов. – Большая часть лиц, которые страдали кардиологией, онкологией, другими заболеваниями, относящимися к группе риска, изначально были лишены возможности получить страховое возмещение».

Непонятная ситуация складывается и в области благотворительной деятельности «Транснефти». Так, в 2012 году расходы компании на благотворительность составили 3,7 млрд рублей. Только вот на что были потрачены эти деньги, широкой общественности узнать так и не удалось. Общий объём средств, выделенных на благотворительность в 2007–2014 годах, составил около 33 млрд рублей. Интересно заметить, что в 2009 году в СМИ просочилась информация о том, что 749 млн рублей, записанных на благотворительные расходы, были подарены некоему благотворительному фонду «Константиновский». При том, что в попечительский совет этого фонда входит сам президент «Транснефти» Николай Токарев.

Для сравнения: общая сумма выплаченных «Транснефтью» дивидендов за 2007–2014 годы составила около 22 млрд рублей.

Вот и получается, что представителям Российской Федерации на ближайшее судебное заседание в арбитраже, видимо, придётся готовить не аргументы в защиту «Транснефти», но собственные претензии в адрес руководства компании.

Кстати

Производственные показатели российского монополиста в сравнении со своими зарубежными коллегами также имеют весьма бледный вид. Так, общая протяжённость трубопроводов «Транснефти» составляет до 72 тыс. километров, а если взять число сотрудников в 85 тыс., то в пересчёте на одного сотрудника выходит около 847 метров. Для сравнения: в Enbrige длина трубопроводов более 87 тыс. километров, на одного сотрудника выходит 9 889 метров, а в TransCanada – 72 тыс. километров и 11 924 метров соответственно. Выручка же компании в пересчёте на одного сотрудника у «Транснефти» около 0,3 млн долларов, у Enbrige – 3,9 млн, у TransCanada 1,5 млн долларов. И это при том, что эти весьма скромные показатели в «Транснефти» обеспечивает огромный штат под 85 тыс. человек, в то время как в той же TransCanada работают немногим более 6 тыс. сотрудников, а в Enbrige – около 8 тысяч. Тем более что цифра в 85 тыс. сотрудников датируется 2008 годом на многих сайтах, в то время как на сайте «Транснефти- Прикамье» в справке есть данные по холдингу аж в 110 тысяч. Тогда выходит, что на сотрудника может получаться 654 метра – такая вот эффективность.

Опубликовано:
Отредактировано: 05.06.2016 23:16
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх